С прошлого года в регионах России идет поэтапное внедрение модернизированной системы дополнительного образования детей «Навигатор». С сентября 2020 года эта система заработает в Омской области.
Почему внедряют?
Все опирается на Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где поставлена очередная глобальная задача: совершить прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны. Есть федеральный проект «Успех каждого ребенка», и, согласно ему, во всех субъектах Федерации должна быть внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования. Омская область вошла в число 15 регионов, где ее должны внедрить в этом году.
Возглавляет работу у нас министерство образования Омской области. В апреле сего года утверждена смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению этой модели и должностное лицо – Виктор Бургер. Создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей (РМЦ ДОД), со штатом 17 сотрудников. То есть появилась еще одна чиновничья структура. Этот РМЦ возглавляет работу муниципальных опорных центров, такими центрами стали: в Омске – городской дворец детского (юношеского) творчества (ул. Красный Путь, 155), а в каждом районе области – это либо центры детского творчества, либо дома творчества, либо определенные школы.
Нам обещают «внедрение моделей выравнивания доступности общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями, в том числе одаренных детей из села, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Региональный модельный центр создается на базе бюджетного учреждения Центр духовно-нравственного воспитания «Исток» (директор – все тот же Виктор Бургер), открытого в 2008 г., располагающего трехэтажным зданием (ул. Вс. Иванова, 13). Презентация деятельности центра планируется на 15 декабря.
Как можно понять из опубликованных документов, РМЦ и подчиненные ему муниципальные опорные центры будут заниматься информированием организаций допобразования о критериях, методике, процедурах общественной экспертизы программ, которые должны быть представлены на сайте автоматизированной системы «Навигатор».
Перед организациями доп.образования поставлена цель зарегистрироваться на сайте этой системы. Сеть организаций дополнительного образования Омской области насчитывает 188 государственных (муниципальных) организаций. Общая численность обучающихся составляет 180,5 тыс. человек. Направленность различная: техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, спортивная и другие.
Наиболее востребованные – программы в области искусств (количество обучающихся составило 10,4 тыс. человек), в области физической культуры и спорта (44,6 тыс. человек), программы социально-педагогической направленности (105,6 тыс. человек).
Зарегистрироваться в «Навигаторе» может организация дополнительного образования независимо от ее ведомственной принадлежности и учредителя (учреждения образования, физической культуры и спорта, культуры и искусства, высшие учебные заведения, средние профессиональные, частные организации), но она должна иметь лицензию и обязательно представить программу.
О сертификатах
Сайт р55.навигатор.дети (Омский регион) работает с января 2020 года. Зарегистрировано около 800 организаций, из них 9 частных. Сейчас сайт работает только в тестовом режиме. С сентября каждому, кто зарегистрировался и выбрал программу, присваивается так называемый сертификат персонифицированного финансирования. Это именной электронный документ, который позволит ребенку в возрасте от 5 до 18 лет обучаться дополнительно, вне школы, за счет средств государства. Оформляется сертификат один раз, персональный номер, выданный ребенку, вносится в базу и закрепляется за ним до 18 лет. Срок действия и остаток средств на счете будут отображаться на сайте в личном кабинете пользователя. Средства на сертификате можно потратить только на дополнительное обучение детей и только через «Навигатор».
Сертификат имеет номинал, но сумма в регионе пока не озвучена. Но в других регионах, например, суммы от 1300 до 3300 рублей (по-видимому, в месяц).
На персонифицированное финансирование, как говорит Виктор Бургер, пока перейдут отдельные программы дополнительного образования. Для таких программ в системе будет специальный знак «Доступна оплата сертификатом». И тогда либо обучение будет полностью бесплатным, либо оплачено частично. Через «Навигатор» со временем будут записываться и все, кто выбрал бесплатные кружки. Если у родителей есть вопросы, их рекомендуют задавать по электронной почте istok_achair@mail.ru или по телефону 450926.
Положительный момент
То, что раньше можно было узнать о реализуемых в регионе программах дополнительного образования, собирая информацию из разных источников, сейчас будет сконцентрировано в «Навигаторе» и доступно прямо из дома.
Очередной шаг к оптимизации?
Учителя нажимают на родителей: регистрироваться срочно, так как с них требует вышестоящее начальство. В школах, по словам знакомых учителей, теперь тоже всех в принудительном порядке заставляют регистрироваться на сайте навигатора...
А вот что пишут учителя в интернете, обсуждая тему.
«У нас в Чувашской республике с сентября (2019 г.) ввели сертификаты на образование. Мои коллеги стали увольняться. Оказывается, с сентября по декабрь по расчетам приходится 1300 руб. на ребенка, а педагог получит из этих денег только 9 руб. в час с одного ребенка. Вот и посчитайте, сколько надо набрать детей, чтобы получать прежнюю зарплату. Нам спустили 120 человек на педагога!.. Все это только для развала допобразования, или чтобы все стало платным»
Там же, в Чувашии, в декабре прошлого года прошли протестные пикеты родителей (видео можно смотреть в интернете), которые призывали обратить внимание на то, что платформа «Навигатор» собирает все данные о детях и родителях: сколько детей в семье, где работают родители, какая группа крови, данные СНИЛС. А куда уйдут эти данные, кто гарантирует, что не попадут третьим лицам? Насильно загоняют в эту образовательную форму, давая сертификаты на смешные суммы...»
Нижегородская область: «Только и занимаемся «Навигатором», вместо того, чтобы заниматься с детьми. Превратили секции в кружки по интересам... Интересно, как подобные новшества скажутся на качестве преподавания? Улучшат работоспособность педагогов?».
«Все молчат, некоторым угрожают, что не вся зарплата будет выплачена, если не все дети класса зарегистрируются».
«После того, как «ваучеры» пойдут на оплату престижных робототехники, английского языка, художественных и музыкальных школ, оставшиеся программы станут невостребованными в связи с тем, что родители не готовы будут за них платить из собственного кармана, и будут, скорее всего, закрываться. Особенно хорошо это показывают форумные обсуждения мам из регионов, где уже программа действует, и прекрасные педагоги вынужденно покинули систему доп.образования».
«Если родители не продвинутые, чтобы разбираться с платформой «Навигатор», или заняты добыванием хлеба насущного, то ребенок и вовсе не будет заниматься в кружке, если в него можно будет записаться только через интернет. А если нет в семье компьютера? А если в селе нет интернета вообще?!»
«Процесс перевода доп.образования на платные рельсы, будет идти несколько лет. Людей постепенно будут приучать к мысли: халява кончилась. Но введение сертификатов – это точно начало конца. Тщательно спланированное исключительно ради экономии бюджета. А потом на улицы города придет поколение, за доп.образование которого родители не смогли заплатить, и они, как это бывало раньше, пройдут «свои институты» в ближайшей подворотне. Чем это чревато – понимает каждый думающий человек...»
В Омске все только начинается.
Анна ЧАЛАЯ.