Начиная с 90х прошлого века правящие в РФ либералы неустанно твердили: вот придут инвесторы и все нам построят, модернизируют устаревшие производства, внедрят новые технологии. Но шли десятилетия, а ожидаемые инвесторы так и не появились. Единственное изменение, произошедшее за годы капитализма в экономике, производственной сфере, – это разорение и разграбление народной собственности, появление клана богатых и сверхбогатых людей, которые ежегодно выводят из страны десятки миллиардов рублей и прячут их в офшорах.
Народ недоволен. Рейтинги власти падают. Между тем истекает последний президентский срок Путина. Нужно без промедления восстанавливать производственный сектор, а это требует колоссальных средств. Они есть у тех, кто наживается на нефти, газе и кто хапнул народную собственность в конце 90х. Но как эти кошельки вернуть в РФ? Обещанная законами амнистия капиталов не работает. И тут в правительстве созрела идея создать инвестиционный кодекс, который создаст «комфортный механизм», привлекательные условия для потенциальных инвесторов – миллионеров и миллиардеров.
Госдума одобрила пакет из четырех законопроектов, которые будут «защищать» капиталовложения и, как считает правительство, создадут правовую основу для вложения капиталов в экономику РФ.
Базовый из них так и называется «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». Вокруг него велась ожесточенная дискуссия.
Объем инвестиций, необходимых для реализации нацпроектов, – 30 трлн рублей, только в капиталы компаний предстоит привлечь в ближайшее время не менее 3 трлн рублей.
Под комфортным инвестиционным климатом подразумеваются многочисленные налоговые льготы, которые будут предоставляться инвесторам на годы вперед. Причем налоги – региональные, это те финансовые средства, которые могут не поступить в региональные бюджеты, а они и так скудные, в основном дотационные. И этот «комфорт» для богатых инвесторов слишком насторожил коммунистов: кто же тогда инвестор – миллиардеры или бедные регионы? Коммунисты отказались поддерживать двусмысленную концепцию.
Позицию фракции КПРФ представила Вера ГАНЗЯ:
– Инвестиционные законопроекты, которые составят инвестиционный кодекс, создают колоссальную поддержку крупному капиталу. А кто у нас крупный капитал? Люди, которые входят в окружение Кремля. Это и Ротенберги, и Миллер, и Лисин – все те, кто возглавляет списки «Форбс». Для них и пишется «инвестиционный кодекс», на них он и будет работать.
Да, в законопроектах идет речь о частных вложениях супербогатых граждан. То есть те 30 трлн рублей, которые лежат на счетах юридических лиц, но не работают на нашу экономику. Их надо заставить работать. И хотят это сделать с помощью закона о «комфортном механизме» для инвесторов. «Комфортность» будет заключаться в заморозке ставок тех налогов, которые поступают в региональные бюджеты, – на имущество, на транспорт, на землю, на прибыль. По законопроекту, «замороженные» ставки получат те инвесторы, которые подпишут соглашения с регионами.
Представим, ставки заморозили аж на 20 лет. Такой срок обговорили… А у меня вопрос: есть ли такие люди, которые ради замороженных ставок придут и вложат свои деньги? Я таких людей не знаю. Сомневаюсь, что такая замануха сработает. Причем инвесторам обещают уберечь их от потерь. А регионам – никаких гарантий в случае неудачи. Региональные бюджеты слишком рискуют, а за ними – тысячи простых, бедных людей.
Есть еще нюанс. Те, кто имеет деньги и хочет их вложить, будут с регионами заключать индивидуальные соглашения. Что будет прописано в этих соглашениях, неизвестно. Особым положением будут пользоваться инвесторы с вложениями более 10 млрд рублей. Предполагаю, что в соглашениях могут быть прописаны такие льготы для инвесторов, которые потом 10 раз окупятся и вытащат из бюджета гораздо больше средств, чем вложат.
Мы, КПРФ, настаиваем на том, чтобы соглашения и любые другие документы, связанные с инвестициями, были прозрачными, чтобы каждый человек мог прийти и увидеть, что в этом соглашении.
Вопрос, который многократно звучал в ходе обсуждения, – это вопрос доверия. Мы можем какой угодно красивый закон принять, но если не будет доверия ни к этому закону, ни к руководству страны, ни к депутатам – такой закон работать не будет.
Надо также учитывать, что у нас немало придумано серьезных преференций для тех, кто хочет вкладываться в нашу экономику, – территории опережающего развития, особые экономические зоны, там предоставляются колоссальные налоговые и иные льготы. Но туда до сих пор не побежали инвесторы.
Велика вероятность, что такая же участь постигнет и эти законопроекты. Потому что нет доверия к властям. Нет уверенности, что это все заработает.
Фракция КПРФ считает, что защищать и поощрять капиталовложения надо. Но подходы должны быть другие, без тайных соглашений. У нас тысячи таких законов, они бесполезны. Поэтому КПРФ не голосует за эти проекты.
«Советская Россия», №140.