1.Сейчас для многих очевидно, что именно 20й съезд стал поворотным в сползании к кризису советского социализма в СССР, он во многом предопределил и разрушение его в эпоху так называемой перестройки. Недаром Горбачев и его соратники (включая зловещую фигуру Александра Яковлева, не скрывавшего своей ненависти к СССР, социализму и Ленину) называли себя «детьми 20го съезда». Так же именовали себя все антисоветчики-диссиденты, которые начинали с призывов вернуться «к ленинским принципам», а закончили восхвалениями самого дикого, разбойничьего, бесстыдного капитализма.
А культ личности трактовался, как бы исходя из ленинских суждений и оценок. Действительно, в последние годы своей жизни Владимир Ильич, видя, какое гипертрофированное, почти религиозное почитание складывается вокруг его имени, не раз пояснял, что теория героя и толпы – это не марксистская, а народническая теория, которую подверг критике еще Плеханов.
Точно так же с точки зрения марксизма-ленинизма ничего крамольного в идее мирного пути к социализму не было. Ленин в своих статьях 1917 года писал, что после Февральской революции был момент, когда пролетарии и крестьяне могли бы через Советы получить власть без вооруженного восстания, но этот момент оказался почти неуловимым. В последних статьях Ленина уже сквозит понимание того, что ожидаемая мировая революция не наступила и Стране Советов придется строить социализм в буржуазном окружении. Что же касается Сталина, то оппозиция в ВКП(б) в лице Троцкого и его адептов все 20–30е годы (сначала внутри страны, а потом из-за рубежа) твердила, что Сталин «перешел к соглашательству» со странами капитализма, что для него государственные интересы СССР важнее мировой революции.
Известно, что Сталин не разделял идеологию «перманентной революции», не верил в возможность близкой мировой победы социализма, пытался для сохранения «первого острова социализма» выстроить мирные и взаимовыгодные отношения СССР с Западом.
В 1956 году Хрущев и его команда сделали то, что радикально подломило фундамент советского социализма, предопределило кризис и его самого, и левого движения по всему миру. И интуитивно они понимали, что делают нечто дурное, что люди не поймут и не простят им, отсюда обстановка крайней секретности, в которой происходило «разоблачение культа Сталина».
2.
Как известно, Хрущев, готовясь критиковать Сталина, побоялся выступать с открытым докладом перед представителями прессы и иностранными гостями. Его доклад был зачитан в последний день съезда, 25 февраля, на закрытом заседании. Как свидетельствуют участники, съезд фактически был закрыт, и делегаты стали разъезжаться, а их места занимали работники аппарата ЦК.
Стенографирование не велось и в опубликованные материалы съезда доклад не попал. Напечатали лишь много дней спустя краткое постановление «О культе личности и его последствиях». После выступления Хрущева делегатам не предоставили возможности выступить с оценками и возражениями, им предложили принять сказанное «к сведению». Текст доклада потом распространили по партийным организациям, где он был зачитан членам партии и «активу». Для ушей большинства беспартийных граждан он уже не предназначался. Тиражировать текст доклада Хрущев запретил, и впервые доклад попал в открытую печать лишь через много десятилетий, в 1989 году.
Почему же Хрущев побоялся обнародовать свой доклад тогда, в 1956 году? Потому что он справедливо полагал, что народ его не поймет и не поддержит. Такие проявления и последовали.
Уже 5 марта 1956 года, через несколько дней после закрытия съезда, в Грузии, на малой родине Сталина, начались массовые беспорядки. 7 марта на улицы города вышли 70 тысяч человек. Они требовали отменить решение ХХ съезда, снять с должностей Хрущева и Микояна, ввести в состав ЦК сына Сталина – Василия. Протестующих поддержали редакторы грузинских газет, все издания вышли с портретами Сталина. На помощь тбилисцам стали приходить жители Гори. Вся республика слилась в едином порыве. Хрущев приказал ввести в Тбилиси армию, солдаты открыли по митингующим автоматический огонь. Военные патрули рассеяли восставших.
Могут сказать, что грузины выступили в защиту Сталина из националистических побуждений. Но в 1962 году на юге России, в Новочеркасске, где рабочие восстали, протестуя против низкой зарплаты и плохого обеспечения города продуктами, и где Хрущев снова приказал применить против народа армию, простые рабочие так же шли на штурм горкома с портретами Сталина. 7 ноября 1963 года восстал Сумгаит, и там восставшие выкрикивали просталинские лозунги и несли его портреты.
Все годы правления Хрущева и Брежнева в народной гуще сильны был сталинистские настроения. В то время когда интеллигенты-диссиденты распевали под гитару песни, оплакивающие судьбы заключенных сталинских лагерей, простые рабочие, шоферы, грузчики, покупали из-под полы фотографии генералиссимуса и прятали их у себя дома. Самым распространенным проклятием в адрес зарвавшихся партийных бюрократов было в народе сакраментальное: «Сталина на вас нет!».
Не будет преувеличением сказать, что в целом народ (в отличие от партийной номенклатуры и либеральной интеллигенции) не принял десталинизации по Хрущеву (исключение по понятным причинам составили представители депортированных народов – чеченцы, ингуши, крымские татары, среди которых сталинистов почти не было). Многочисленные памятники Сталину в различных городах Советского Союза местные власти сносили исключительно ночью, боясь протестов. Перезахоронение Сталина в могилу у Кремлевской стены было произведено тоже ночью – с 31 октября на 1 ноября 1961 года. Причем Красная площадь была оцеплена войсками и закрыта деревянными щитами под предлогом подготовки к параду 7 ноября.
3.
Почему же народ, за малым исключением, остался верен своему вождю, который не был добреньким и всех устраивающим и которого не зря ведь сравнивали с Иоанном Грозным?
За любой критикой всегда стоит положительный идеал. Критикуют не просто так, а ради чего-либо. Так ради чего Хрущев решился на «разоблачение культа личности»? Что такое лежало на чаше весов, что оно перевесило и страх перед народными протестами и личную гордость? Хрущев ведь не мог не понимать, что его обязательно будут высмеивать: он не только не выступал против Сталина при жизни вождя, но напротив занимался льстивыми восхвалениями «гения Сталина» (и Мао Цзэдун, и Энвер Ходжа не преминули ему на это указать).
Прежде всего Хрущевым двигал, конечно, страх за себя. Уже в 1953 году из лагерей стали выходить «политические». Многие из них были представителями средних и даже высших слоев партноменклатуры и советского чиновничества. Они знали, кто их посадил, кто писал на них доносы, что с ними делали следователи. Как тени из прошлого они представали перед теми, кто давно считал их исчезнувшими навсегда.
В 1955м была создана комиссия по реабилитации, и было признано, что в горячке 30х многие были осуждены либо безвинно, либо непомерно своими деяниям. Хрущев лично допрашивал бывших следователей по этим делам и признавал потом, что многие из них были «настоящими мерзавцами и моральными уродами» (вспомните следователя Александра Хвата, который издевался над гениальным генетиком академиком Вавиловым). Хрущев понял, что кто-то должен быть объявленным за это виновным и что на этом месте могут оказаться и он сам, и его коллеги по ЦК.
В 30е годы Хрущев отличался особой кровожадностью, он тогда писал Сталину с Украины: «Мы репрессируем по 17–18 тысяч человек, а Москва утверждает лишь 2–3 тысячи» и просил разрешения арестовывать и расстреливать больше. Сталин оставил на записке резолюцию: «Угомонись, дурак!». В.В. Кожинов писал, что перед докладом на ХХ съезде Хрущев приказал изъять из архива КГБ и сжечь тысячи документов, где стояла его подпись. И Хрущеву, и многим его соратникам из высшего руководства партии было выгодно обвинить во всем одного Сталина.
Если бы Хрущев действительно искренне верил тому, что он говорил на закрытом заседании съезда, то следующим логическим шагом должно было стать покаяние всего высшего руководства, которое было замешано в незаконных репрессиях и наказание всех, кто принял в них активное участие, был виновен в нарушениях законности, в фабрикации дел. Ничего этого сделано не было. Ну уволили из ГБ совсем уж одиозных лиц. Нескольких даже расстреляли (видимо, которые представлялись Хрущеву опасными). Большинство отделались «легким испугом». Тот же следователь Хват, издевательствами подведший Николая Вавилова к гибели, был вызван на комиссию в 1955м (когда он был уже на пенсии), ему объявили, что он виновен в нарушении социалистической законности, но за истечением срока давности его дело закрыто. Он продолжал работать начальником отдела в министерстве, потом ушел на отдых, дожил до перестройки и в 1987 году дал интервью московской газете о «деле Вавилова». В нем он признался, что ни минуты не сомневался, что никакой Вавилов не шпион, что-де «время такое было».
Хрущев не объявил никакой партийной и уж тем более общенародной дискуссии, чтобы выявить истинные причины «перегибов 30х», найти их социальные корни и сделать так, чтобы репрессии больше не повторились. Наоборот, он ограничился разрешением опубликовать в «Новом мире» повесть Солженицына об Иване Денисовиче и приказал объяснить писателям, что больше тема лагерей подниматься не будет. Фактически она стала запретной, но поскольку начало было уже положено, страну наводнили самиздатовские повести, романы, исследования на лагерную тему, песни о лагерях. Эта тема была вытеснена в «социальное бессознательное», там она обросла фантастическими сюжетами и стала причиной глубоких политических неврозов советского человека. А в годы перестройки этими неврозами умело воспользовались враги социализма и пропагандисты нарождавшегося капитализма.
Всего этого можно было избежать, если бы еще в 1956м высказать все вслух, выговориться в ходе свободных партийных дискуссий вроде тех, что ВКП(б) проводила в начале 1920х.
Вместе с тем именно при Хрущеве развернулись новые политические репрессии против инакомыслящих. За один 1958 год были осуждены за «антисоветскую агитацию и пропаганду» около 1400 человек – больше, чем за все правление следующего генсека Л.И. Брежнева (а это ведь не считая тех, кто подвергся административному наказанию, кому сломали карьеру и здоровье, жертв карательной психиатрии). И что характерно – среди этих осужденных больше не было секретарей райкомов, горкомов, обкомов, членов ЦК, как это бывало при Сталине. Хрущевские репрессии распространялись только на простых рабочих, колхозников, служащих, чуть позже, когда возникло правозащитное движение, – на интеллигентов. Партийные чиновники могли рассказывать в кулуарах политические анекдоты, большее, что им грозило – снятие с должности и отправка на персональную пенсию. Именно при Хрущеве было принято секретное указание о том, что органы МВД и КГБ СССР не имеют права открывать уголовные дела против представителей высшей партийной элиты. Сведения на них должны были передаваться руководству партии.
В 1993 году бывший глава КГБ СССР Крючков в своей публикации в «Советской России» рассказал: «Начиная с 1989 г.… в Комитет государственной безопасности стала поступать крайне тревожная информация, указывающая на связи Яковлева с американскими спецслужбами. Впервые подобные сведения были получены еще в 1960 году. Тогда Яковлев с группой советских стажеров, в числе которых был и небезызвестный ныне Олег Калугин, в течение одного года стажировался в США в Колумбийском университете… Он пошел на несанкционированный контакт с американцами». Сделать КГБ ничего не смог (более того, в самом КГБ нашлись те, кто стал покрывать Яковлева), Яковлев стал крупным партчиновником, «правой рукой Горбачева», «архитектором перестройки».
4.
Конечно, народ все это видел. Его стихийный сталинизм был связан вовсе не с «природным раболепством перед тиранами», как утверждают нынешние либералы-русофобы. Простые люди помнили и все плохое, что было при Сталине (как и все хорошее – начиная с энтузиазма первых пятилеток и кончая аскетизмом сурового вождя). Но они помнили и то, что над чиновничеством во времена Сталина нависал «дамоклов меч» высшей ответственности, как и над всеми обычными гражданами. И директор завода, и даже нарком могли отправиться в лагерь за развал работы точно так же, как и простой работяга. Этот «дамоклов меч» иногда падал и на безвинных, но все равно в его наличии была пусть иногда и слепая, но справедливость. И именно за существование такой справедливости народ любил и идеализировал Сталина, а вовсе не за перегибы и нарушения закона.
Думаю, это главный урок, который мы должны вынести из ХХ съезда.
Рустем ВАХИТОВ.
Из ст. в «Советской России».