День учителя – замечательный праздник, когда большинство из нас может выразить свою благодарность педагогам за их непростой и благородный труд, когда им дарят цветы и подарки. А чего хотят наши учителя сегодня?
О зарплате
Евгения Михайловна, начальная школа: «За свою работу учитель должен получать достойную зарплату, чтобы хотеть самому расти и учиться, а не думать, как растянуть подачку на семью до следующей подачки. Наши зарплаты иначе как подачками никак не назовешь. Омскстат пишет, что средняя зарплата учителей за первое полугодие 2023 года – больше 47 тыс. рублей, но почему-то не сообщает, что для этого нужно работать в две смены, прийти к 8 часам и уйти в 20.00, а еще и тетради нужно проверять и к урокам готовиться. Да, это помогает выживать семье, но какой ценой! Такие нагрузки ведут к выгоранию».
Мария Петровна, 30 лет педстажа: «Объявили Год наставника и педагога – форумы, концерты, проекты... Все для «галочки»! А нам нужны комфортные условия для работы: классы, где не более 25 человек, одна ставка, единая методическая основа, единые программы и учебники, минимизировать олимпиады и прочие конкурсы, курсы – в соответствии с законом 1 раз в 3 года. Мы хотим, чтобы соблюдались требования Санпина, а для этого нужно убрать обязательные внеурочные занятия, уроки о важном, которые дублируют классный час, и ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). И достойную зарплату!»
Олег Романович, учитель физики: «Подходит к концу Год наставника и педагога, по решению Президента РФ увеличено количество премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности – 1250 человек получат по 200 тыс. рублей. Да, их жизнь улучшится, а что остальным? Когда страна оценит тех, кто делает грамотных граждан?».
Татьяна Юрьевна: «У нас педагог – это значит учитель. У меня педобразование, а работаю в детском саду воспитателем. Почему везде говорят только про учителей? Мы, воспитатели, отвечаем за начальную ступень образования и воспитания, где закладываем основы для дальнейшего обучения в школе. Почему никто не говорит про нас?
Ксения, стаж 5 лет: «За ставку в 18 часов получишь только копейки, а надбавки и стимулирующие выплачивают за дополнительную нагрузку. Не очень конструктивно убеждать самих педагогов в том, что наша зарплата реально хорошая. Можно поднять зарплату учителя, если забрать стимулирующие из рук директоров и начислять их из федерального бюджета. Ни один начальник не начислит подчиненному сумму, не сняв с нее приличную долю. Будет достойная зарплата в 100 тысяч – пойдут молодые специалисты в школы».
Лариса Евгеньевна: «Верните выслугу 25 лет. Почему сейчас, отработав 25 лет, ждешь пенсию по выслуге еще 5 лет? Итого 30 лет. В последние годы звание «Почетный работник образования», грамота от Министерства образования РФ или регионального Минобра до рядовых педагогов не доходят. За отраслевые награды идет доплата к заработной плате и льготные выплаты к пенсии, а чиновникам это не выгодно».
Про нагрузки
Валентина Петровна, 35 лет стажа: «Хочется, чтобы к педагогам было больше уважения и доверия: к учительскому труду много нареканий, а поддержки нет. В идеале мне хотелось бы больше заниматься творческой работой с детьми, но много электронных и бумажных отчетов, которые убивают и время, и нервы, и силы, которые хотелось бы отдавать детям. Запретили употреблять слово «услуга» применительно к образованию. Слово убрали, а требования оставили».
Ольга Владимировна: «Отпуск учителя превратился в работу, за которую никто не платит. Мы пишем отчеты по многодетным, выполняем работу за медиков и многое другое. Родители нам пишут и звонят, когда хотят. А ведь у нас тоже семьи. Раньше так к учителю не относились. Отработала я честно и добросовестно более 30 лет – высшая категория, а в трудовой записана лишь одна благодарность и грамоты от департамента образования. Скоро выходить на пенсию, а льгот никаких».
Виктор, педагог колледжа: «Сегодня никому не требуется истинное творчество учителя. Требуется безропотность, готовность исполнять все команды начальства, родителей и обнаглевших деток. А еще справляться с диким количеством отчетов для создания видимости «работы» многочисленных отраслевых ведомств, отделов и управлений. Пока чиновников от образования разного уровня не сократят, так и будет завал от конкурсов, акций, отчетов и т.д. Сидит это промежуточное звено, штампует эти бумажонки и СМС, зарплату-то надо отрабатывать. А как учитель себя чувствует в этой бумажной вакханалии, кого-нибудь волнует?».
Об отношении к учителю
Вероника Павловна, географ: «Может, вы не заметили: примерно за неделю-две до начала октября все телеканалы, новостные порталы в интернете вдруг начинают печатать статьи о педагогах-садистах, педофилах и тому подобных, Малахов на «Пусть говорят» таких же героев приглашает. А концертов, как раньше «От всей души», по ТВ не стало».
Ирина Максимовна: «Учитель ныне бесправен перед родителями и учениками. У родителей нет времени на воспитание детей. И даже в младших классах все чаще встречаются дети, не стесняющиеся «послать на ...» одноклассников и учителя. Родители считают: «Школа лжет, я верю только своему ребенку». Вера в дитя – это чудесно. Но именно такая безусловная вера порождает безнаказанность. Почему Минпрос не может ввести административную ответственность для родителей тех детей, которые не хотят учиться и треплют учителям нервы?».
Светлана Алексеева: «Детей возвели в ранг «божков», 60–70% так себя и ощущают. Учеба – это труд, но разве ребенку хочется трудиться, когда его загрузили с утра до вечера? И вот придумали всю ответственность возложить на учителей. Двойку получил – учитель не научил. Плохо себя ведет – учитель не воспитал. Употреблял вредные вещества – учитель не проинструктировал. И какой это праздник для нас?».
Евгений Петров: «Страна в идеологическом тупике, когда никто не понимает, куда мы идем, что строим – капитализм, авторитаризм, демократию, республику или империю? А поэтому нет конкретики, кого воспитывает школа: гармонично развитую творческую личность, квалифицированного потребителя, коллективизм, индивидуализм? И крайним стал учитель.
Такое вот непраздничное настроение. Это благо, что не перевелись у нас еще настоящие Учителя. Несмотря ни на что, они не просят никаких подарков и работают не ради выгоды. Но труд их – должен получить достойную (во всех отношениях) оценку.
Анна ЧАЛАЯ.