Российская система образования сегодня вызывает много споров и критики не только со стороны простых граждан, родителей, но и специалистов, ученых. В 1960-е годы СССР стремился догнать и обогнать Америку, и по многим направлениям это удалось. 60 лет назад американский журнал «Лайф» (Life) провел показательный эксперимент – на протяжении месяца репортеры издания наблюдали за жизнью двух школьников – из США и СССР – с целью выяснить, чья система образования лучше.
Что «зацепило»
американцев?
5 октября 1958 г. газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС: в СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Советские люди ликовали. О прорыве русских в космос говорила вся Америка, хотя эмоции были иными. На вопрос службы Гэллапа (американский институт общественного мнения) «Как русским это удалось?» 30% ответили, что «русские лучше работают», 20% приписали успех достижениям германских ученых, 15% посчитали, что «у русских все лучше организовано»… Более половины опрошенных из Вашингтона и Чикаго сочли, что запуск спутника – это удар по престижу Америки.
«Спутник – это результат сватовства науки, образования и технологии. От того, состоится ли такой брак у нас, и зависит будущее Америки», – говорили эксперты. И менее чем через год после триумфа Советов на свет появилась новая, модифицированная НАСА (National Aeronautics and Space Administration). Так советский спутник стал буксиром американской науки и образования. Стремительно реформировалась работа научных центров и университетов.
Решили сравнить по одним критериям
Журналисты предположили, что следующие технологические прорывы и у русских, и у американцев – за нынешними выпускниками школы.
«Кризис школьного образования – то, о чем говорили давно и без толку – четко высветил советский спутник», – писал «Лайф» 24 марта 1958 года. – Школы переполнены, учителей не хватает. Зарплату им платят нищенскую, а иным лучше бы и вовсе не платить. Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела. Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся. Общих положений о школе и школьных программах не существует. И это американская школа? Невозможно! А что у русских?»
Журналисты решили сравнить советского и американского школьников 16-ти лет: как учатся, что читают, чем занимаются после уроков. Тут-то и станет ясно, чья система образования лучше. Они обратились в несколько школ с просьбой предоставить им фотографии своих учеников. Стивен Лапекас из Чикаго был выбран из более чем 700 кандидатов. В начале 1958 г. американская делегация приехала в Москву, и выбор пал на Алексея Куцкова из московской школы №49. Ребята должны были вести себя так же, как в обычной жизни, не обращая внимания на сопровождающих их в течение дня репортеров и фотографов. Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под «хорошим средним образованием». Сравнивали набор изучаемых в школах предметов; отношение к занятиям учеников; книги, которые они читают, как проводят свободное время. Интересно, что сами ребята узнали о сути эксперимента уже после того, как им вручили номер журнала.
Один стремился
поступить в институт
Алексей Куцков родился в мае 1941 года. Отец погиб на фронте, мама-инженер, настояла на занятиях музыкой, купила пианино. В 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол. Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы. По его словам, директор школы объяснила, что американцы будут целый месяц рядом с ним, чтобы понять, как учатся и живут советские школьники. Особого акцента на то, что он представляет свою страну, она не делала, но просила постараться. И Алеша старался. Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках в его 10 «Б», сопровождали его на волейбольные тренировки, в музеи, на школьные вечеринки и в гости к друзьям. Но посещать его дома Алексей не позволил, так как был болен дедушка.
Вот что вспоминал Куцков: «Им было где-то за 30, мне они казались людьми в возрасте. Оба высокие, наверное, под метр восемьдесят пять, и выглядели респектабельными джентльменами... Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками. Ни о какой дружбе между нами не было и речи... Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки. Возможно, это входило в условия эксперимента: все должно было быть как всегда... Вообще-то дотошными они были ребятами. Но и воспитанными – если я говорил, что сюда я пойду один, не приставали с уговорами».
Статья об Алексее Куцкове и Стивене Лапекасе вышла в Life в марте 1958 года. Она была озаглавлена «Кризис в образовании». Статья начиналась так:
«В аскетичной атмосфере московской 49-й школы Алексей Куцков проводит за учебой 6 дней в неделю, интенсивно изучая огромное количество предметов. Среди них русская литература, английский язык, физика, химия, труд, математика, черчение и астрономия. Более половины учебного времени Алексея приходится на изучение предметов, связанных с наукой». Для юноши на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба.
К удивлению американцев, вне школы Алексей проявлял такое же усердие, проводя много времени за книгами. В журнале было опубликовано несколько фотографий, на которых советский школьник запечатлен за уроками, игрой в волейбол и в шахматы, чтением романа Драйзера «Сестра Керри» в оригинале. У юноши почти нет свободного времени, он ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой. Отмечено, что отношения с девушками явно отстают от американского стандарта, но Алексей «трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный» (для снимка Лешу специально поставили напротив солнца, чтобы выглядел соответственно. – Авт.).
Другой любил вечеринки
Стивен Лапекас из Чикаго в школе изучает всего четыре предмета: английский язык, американскую историю, геометрию и биологию. Его матери приходится платить четыре доллара за час дополнительных занятий по геометрии в неделю, так как предмет дается ему с трудом. В то время, согласно статистике, «всего 12% американских школьников изучают математику и только 25% – физику. Иностранные языки изучают менее 15% учеников».
Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Активно занимается спортом – 11 часов в неделю плавает в бассейне. Парень общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях. Читает мало: только закончил приключенческую книгу Стивенсона. И вообще, подчеркивают авторы эксперимента, в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями. В советской же школе это недопустимо. Сравнивая то, как проводят время москвич и американец, журналисты отмечают, что последний каждый день подолгу встречается со своей подругой, а остаток его дня проходит бесцельно. Любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл.
Вообще американский школьник был представлен не в самом приглядном свете. Позднее, обидевшись на журналистов, он всячески отказывался от общения с прессой.
Штаты ужаснулись и... американская школа забыла
о бедности
Результаты исследования, опубликованные 24 марта 1958 года, совершенно потрясли Америку. В общем, выяснилось, что хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей как минимум на два года опережает американца по образованности!
Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам – химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. В СССР ученые и инженеры – представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды – это образование.
Выводы из эксперимента Америка сделала. И подошла к делу по-американски прагматично. Нищих учителей в США не стало, а школ стало больше. Администрация запустила программу поддержки наиболее способных учеников – им выделялись стипендии. Словом, американская школа забыла о бедности.
Был сделан еще один вывод на перспективу: в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением русских, от которых непросто будет не отстать. И этот урок преподал им десятиклассник Леша Куцков.
Как сложилась жизнь
героев статьи
Алексей Куцков связал свою жизнь с авиацией, американский оппонент Стивен Лапекас – тоже. В короткой беседе с корреспондентом «The Moscow Times» в 1998 году – Стивен сказал, что обижен на «Лайф», потому что в той статье он предстал «танцующим мальчиком», не знающим ничего, кроме рок-н-ролла. Он окончил университет штата Иллинойс по специальности «физкультура». Потом учился в военном колледже, служил в армии, 8 месяцев провел во Вьетнаме. «На гражданке» 30 лет работал пилотом в авиакомпании.
Алексей Куцков не подвел свою страну. Он считает, что действительно очень многим обязан своей школе, он окончил ее с серебряной медалью. При конкурсе 17 человек на место легко поступил в Московский авиационно-технический институт. Ему довелось работать в полярной авиации, отряде космонавтов, окончил аспирантуру, работал в Госавианадзоре. Перед выходом на пенсию Алексей Куцков занимал должность заместителя гендиректора «Норильских авиалиний», отвечал за вопросы безопасности и качества полетов. Во время визита в США он очень хотел встретиться со своим заочным соперником, но Стивен отказался.
А что у нас теперь?
После того, как в стране произошел переворот и она повернула к так называемой «демократии», а, по сути, сползла на капиталистические рельсы, ученые и инженеры перестали быть «новой аристократией». В 1990-е
миллионы граждан с высшим (отметим – очень качественным!) образованием переквалифицировались, чтобы выжить, в торговцев различными товарами. Немногим удалось стать мелкими и средними предпринимателями. Та система образования, которая впечатлила американцев в 1958 году, сегодня разрушена.
Подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.