29 февраля президент России В.В. Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию. Каждый из тех, кто смотрел и слушал, соизмерял сказанное со своими нуждами и чаяниями. Да и само выступление – программное по своему характеру – не могло не пробудить живейшего интереса аудитории.
Ожидалось, что в своем выступлении президент озвучит темы, остро волнующие каждого из нас. Затронет вопросы социальной политики, демографии, повышения качества жизни. Не обойдет вниманием ключевые проблемы экономики, защиты суверенитета. Даст анализ международной обстановки.
Для того чтобы обеспечить себе независимое развитие, стране требуется сделать многое по целому ряду направлений. Одним из важнейших путей в деле защиты суверенитета, повышения качества жизни граждан должны стать всесторонние экономические, технологические, научные и социальные преобразования.
«Хочу повторить: проблема бедности попрежнему острая. Сейчас она прямо затрагивает более 9% населения страны, а среди многодетных семей, по оценкам, которые дают эксперты, уровень бедности составляет около 30%. Нужно поставить четкие цели и последовательно двигаться к их достижению: добиться, чтобы к 2030 году уровень бедности в России стал ниже 7%, а среди многодетных семей снизился более чем в 2 раза, хотя бы до 12%. То есть мы должны сделать особый акцент на снижении бедности, прежде всего для многодетных семей», – заявил В.В. Путин.
Подобное намерение главы государства, разумеется, нельзя не приветствовать. Абсолютному большинству наших сограждан хотелось бы, чтобы ситуация в данной сфере сдвинулась наконецтаки с мертвой точки, и победа над бедностью стала в России историческим фактом – столь же впечатляющим, как и в Китае. Ресурсы для стремительного прорыва на этом направлении у нас есть: важно лишь не оставаться в рамках идеологии точечной поддержки отдельных категорий граждан, а реализовать комплекс мер – понастоящему многовекторных и системных, затрагивающих все общество снизу доверху.
Фундаментом программы ускорения на ближайшие годы, по мнению В.В. Путина, должны стать крупные инвестиции в инфраструктурные проекты. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать на основе анализа выступления.
После того как иссяк импульс от льготной ипотеки и миллионы квадратных метров нового жилья стоят нераспроданными, строительный комплекс может получить новое поле для приложения своих усилий, потянув за собой многие смежные отрасли. И если в результате этого в стране появятся новые школы и детские сады, поликлиники и больницы, новые автомобильные и высокоскоростные железные дороги, это будет очень хорошо.
Не меньший экономический эффект могут возыметь и крупные инвестиции в коммунальную сферу, изрядно потрепанную не только природными катаклизмами, но также непрофессионализмом управленцев и в особенности хроническим недофинансированием. Печальное выражение лица министра финансов в момент, когда президент с воодушевлением делился с присутствующими своими масштабными планами, вселяло надежду, что пресловутая «кубышка» наконецто будет вскрыта понастоящему. Впрочем, какоголибо иного источника капвложений, способных круто изменить облик российской экономики, пока не просматривается. До социализации еще далеко, хотя кто знает… Возможно, ситуацию отчасти поправит анонсированная в Послании налоговая реформа, но конкретных цифр в выступлении названо не было.
Послание содержит большое количество конкретных поручений, адресованных правительству и парламенту. Успех в их реализации способен многое изменить в жизни десятков миллионов людей в лучшую сторону. Неудача же, напротив, приведет к потере драгоценного времени и вызовет глубокое разочарование в обществе. Она законсервирует и усугубит существующие проблемы, выведет их на новый уровень социальноэкономического неблагополучия, а возможно, породит и новые, еще более острые. Все это является очень опасным для будущего России.
Не факт, что нынешняя модель госуправления окажется способной справиться с таким резко возросшим объемом работы, ибо она создавалась под решение других исторических задач. Размах и конкретика Послания могут создать иллюзию «параллельной реальности», если во главу угла не поставить вопрос о механизмах осуществления задуманного. Чтобы воплотить в жизнь все идеи, заложенные в Послании, требуется иная управленческая модель. Ее основой должен стать Госплан, способный действовать в широком диапазоне планирования – от индикативного до директивного. В отсутствие такого органа стране придется очень туго, ибо нынешнее правительство – при несомненных заслугах и высоких компетенциях ряда министров, вицепремьеров и самого председателя правительства – вряд ли способно с этим справиться. Свести все инициативы воедино, сформировать некий генеральный план, по которому страна будет идти вперед, – на это способен только орган стратегического планирования, а не исполнительная власть в узком смысле этого слова, разъедаемая межведомственной конкуренцией за ресурсы.
Слова президента в заключительной части Послания пока вселяют осторожный оптимизм: «Считаю необходимым уже сейчас не только готовить проект бюджета на очередную трехлетку, но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше, на период до 2030 года. То есть, по сути, нам надо формировать шестилетний перспективный финансовый план развития страны. Естественно, жизнь будет вносить коррективы…»
Будущая модель госуправления, работающая на принципах стратегического планирования, должна стать более отраслевой и ориентированной на реальное производство, а не на банковскую и чиновничью математику. Ведь когда началась СВО, то в первую очередь встал вопрос не о деньгах, а о физическом наличии определенных видов продукции. Армии нужны снаряды, авиакомпаниям – самолеты. Наиболее эффективно перезапустить производство способны отраслевые министерства, созданные на ключевых направлениях. Уж точно не помешают нам воссозданные министерства гражданской авиации, оборонной промышленности и паратройка других наркоматов. В пользу этого убедительно говорит исторический опыт.
Президент, конечно же, прав, когда подчеркивает, что «масштаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно четкой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса». Но надо принять во внимание, что такая работа потребует подготовленных кадров. Совершенно очевидно, что дефицит высококвалифицированных рабочих, грамотных инженеров, патриотически настроенных ученых и управленцев невозможно восполнить за счет притока мигрантов. Свои кадры надо старательно взращивать внутри страны, воспитывать и обучать. По сути, на повестку дня внесен вопрос о главной движущей силе будущих преобразований – о новой, подлинной элите страны. И здесь России есть на кого опереться.
Говоря об участниках специальной военной операции, В.В. Путин отметил: «Они и должны выходить на ведущие позиции и в системе образования и воспитания молодежи, и в общественных объединениях, в госкомпаниях, бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, возглавлять регионы, предприятия в конечном итоге, самые крупные отечественные проекты».
Будет абсолютно правильно, если именно эти люди станут опорой для движения страны в будущее. Для той самой страны, которая вновь будет способна прославить себя ратным мужеством, трудовым подвигом и справедливым отношением к человеку. Именно к этому всегда настойчиво призывала КПРФ и наш лидер Геннадий Зюганов.
Дмитрий ГОРБУНОВ.