Красный путь
Красный путь

Искрит… Уже не только проводка

На дачах СНТ «Аэрофлот» давно не отдыхают: они начали превращаться в жилье с 2012 года, когда государство разрешило регистрацию в строениях садовых товариществ. Но чем дальше, тем больше жилье превращается в смертельно опасное.

С 2012 года в СНТ «Аэрофлот» потянулись люди из омских деревень и соседнего Казахстана – поближе хоть к какой-то работе. В 150 домах из 800 обитают «зимники»: те, кто живет в «Аэрофлоте» круглый год. Семьи большие: только детей набирается с полсотни. Ютятся в домишках, слепленных из всего, что подвернулось под руку: железных бочек, баннеров, досок от ящиков.

– Не от хорошей жизни, – вздыхает 55-летний Анатолий Журавлев. – Сын в Германию уехал, все продали, а я сюда переселился. С тех пор и строю, как деньги появляются. Охранником работаю, минималку получаю. Если снять квартиру, тогда есть на что? За границу не хочу на старости лет, тут родина же. Страшновато, правда – электричество то замкнет, то заискрит. Не сгорим, так вымерзнем – у меня, как и у большинства, электрический насос в доме тепло гоняет.

Электрические столбы дачной жизни не выдерживают: 70 процентов из 300 уже отжили свой век, и держатся исключительно на проводах.

– Некоторые уже под углом 45 градусов висят на проводах, – объясняет Лариса Бадера, председатель садоводческого товарищества «Аэрофлот». – До прошлого года это была собственность товарищества, мы должны были сами за ними ухаживать. А как? Электрики как эти столбы увидят, так и работать не хотят: охота убиваться за минималку? Больше платить не из чего. Народ-то нищий! Каждый как может, так себе электричество и обустраивает: вон сколько «соплей» понавешали от подстанции. Сапоги сапожник тачает, водитель возит, а обслуживать электросети, источник повышенной опасности, должны садоводы. В Новый год как разом все врубят электроприборы, так и жди беды. Семь раз уже горели…

Вокруг «Аэрофлота» еще дюжина садоводств, и везде картина одна: электрообъекты в разрухе. Еще в 2017 году министерство энергетики России рекомендовало «электрикам» взять их на баланс, поскольку «предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии, требуют проведения реконструкции». В июне 2018 года на общем собрании садоводства аэрофлотовцы отказались от собственности на линии электропередач (ЛЭП)  и комплексной трансформаторной подстанции наружного типа (КТПН). Решили: пусть ими будут заниматься специалисты – Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири (МРСК «Сибирь»), которая поставляет электричество, и филиал ОАО РЖД Входненская дистанция электроснабжения, сетевая организация. Тем более что никаких документов на ЛЭП и КТПН, построенных еще в советские годы, не сохранилось, и почему, собственно, за них должны отвечать дачники, ясно не совсем.

Но власть и бизнес умеют лучше считать деньги. Больше года дачные сети вместе с трансформатором электрики не хотят признавать своими, а город – бесхозными. И все это время жители СНТ безуспешно пытаются узнать хотя бы одно: куда теперь обращаться в случае аварии? Андрей Горбачев, глава Кировской администрации, вместо ответа на двух листах зачем-то объяснил аэрофлотовцам, как правильно провести собрание и самостоятельно обследовать подстанцию. Роман Шевкунов, начальник Входненской дистанции электроснабжения РЖД ответил, что у его организации нет теперь законного права производить работы в «Аэрофлоте», но в случае опасности для РЖД ограничение электричества произведет. Заместитель прокурора Кировского округа Сергей Филатов уверил, что причин для прокурорского реагирования нет.

Пишут аэрофлотовцы во все инстанции и вместе, и по отдельности, поскольку у 15-ти из них есть прямые договоры с электроснабженцами, по которым платят лично, минуя общую кассу СНТ. Военный пенсионер Павел Кравченко обращался даже в приемную президента. Отвечают ему выдержками из закона №35 «Об электроэнергетике»: «Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями, энергопринимающие установки, которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены». Теоретически все согласны, практически ответственность за 150 жителей «Аэрофлота» не берет никто.

– Понятно, что сети в ужасающем состоянии не нужны энергетикам, – говорит Павел Кравченко. – Это расходы, которые удобно перекладывать на жителей. То есть я плачу за электричество 4 рубля, как и любой другой горожанин, но, кроме этого, должен еще и ремонтировать на свои ЛЭП и КТПН. Причем также считают в департаменте городского хозяйства. «Почему на вас должен тратить деньги бюджет?» – спрашивает меня специалист департамента. Потому что мы жители Омска и граждане России, наверное? В Кировской администрации от нас требуют провести обследование самостоятельно, в департаменте объясняют, что город может признать электросети бесхозными только после того, как мы приведем их в порядок. Но таких требований в законе нет. Ведь мы потому и отказались, что не можем сами. Процедура передачи электрообъектов может тянуться и год, и два, а что нам делать? Если вырубится электричество, это реальная угроза нашим жизням: останемся в темноте и холоде. Что тогда? Эвакуировать людей? Так почему не принять меры, пока не случилось беды?

«Аэрофлот» стал первым из садоводческих товариществ, который решил отказаться от собственности на объекты электросетевого хозяйства. Ни прокуратура, ни власть не пытаются предотвратить катастрофу.

– Решение вопроса по содержанию и техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Аэрофлот», в том числе устранению аварийных ситуаций, а также проведению обследования находится в компетенции правления СНТ «Аэрофлот», – сообщил первый заместитель мэра Омска Евгений Фомин.

Что-то слышится очень знакомое: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Кажется, так говорил великий комбинатор?

Наталья ЯКОВЛЕВА.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех