Ремонт фасадов в Омске по «гостевому маршруту» показал, что проблемы России не только в «отсутствии инвестиций», как принято говорить с высоких трибун. Проблемы гораздо глубже, и порождены они десятилетиями «выкачивания» из России всего – денег, ресурсов, людей и… совести.
По плану, фасады 169 домов так называемого «гостевого маршрута» должны были отремонтировать к 1 сентября. На это было выделено 1,1 млрд рублей. Затем срок окончания ремонта перенесли на 1 октября. Однако сейчас на многих зданиях вообще никто не работает, на части – сбита старая штукатурка (от чего жильцы мерзнут, так как штукатурка – это еще и утепление), и работы остановились.
В последней декаде сентября прокуратура инициировала проверку хода работ на «гостевом» маршруте. Выяснилось, что по состоянию на 11 сентября 2019 года подрядные организации не приступали к ремонту фасадов и крыш на 15 многоквартирных домах, хотя на это были перечислены бюджетные средства.
Выявлены были и факты длительного приостановления работ на 8 многоквартирных домах по проспекту Маркса. Подрядчиком здесь выступает ООО «Гром Екатеринбург». А ООО «Аранта» приступило к капитальному ремонту фасада дома №222 на улице Богдана Хмельницкого 5 сентября, хотя аванс управляющей организации мэрия города перечислила 17 июня. На Волочаевской, 13 приостановлен ремонт фасада подрядчиком ООО «Элеант». Не приступали к работам в многоквартирных домах по следующим адресам: ул. Красный Путь, 79а (подрядчик – ООО «СТРОЙАВАНГАРД»), в домах №20, 22, 24, 26 на Иртышской набережной (подрядчик – ООО «СК ИНЭКТЕХПОЛИМЕР»).
Закончить работы к 1 октября тоже не удалось. Обещают все же успеть к визиту президентов в начале ноября. Но пройдет неделя-другая, и ночные температуры будут стабильно минусовыми. Значит, для фасадных работ нужно будет применять более дорогие «зимние» материалы. Или… «президентская» штукатурка клочками облезет с домов в первую же весну, словно старая шерсть с линяющего зайца.
Почему такое происходит?
После банкротства «Мостовика» в регионе нет организаций, специализирующихся на гражданском строительстве, которые имели бы собственные оборотные средства и техническую базу. Те, что есть, заняты в промышленном строительстве, в основном – в нефтяной отрасли, или отказались участвовать в «фасадной» эпопее. В результате подряды достались в том числе и иногородним фирмам, у которых в Омске нет вообще ничего. Например, леса, которые используют рабочие, собирали по всему городу и даже везли из других регионов. То же касается машин для изготовления штукатурного раствора, механического оборудования для снятия старой штукатурки и так далее.
В регионе практически нет строительных организаций, имеющих стабильные рабочие коллективы. Все рабочие, кого мы видим на центральных улицах, – это люди, собранные «с бору по сосенке». Долгие годы в регионе не было масштабных строительных объектов, люди просто ушли из отрасли или поразъехались по вахтам.
Теперь же выстраивается такая схема: есть управляющие компании, которым на ремонт фасадов по договорам дается аванс в размере 30% от суммы контракта. Они выступают в роли заказчиков. Общий объем финансирования для компаний, ведущих работы, составил 311 миллионов рублей. Эти деньги уже выплачены. Заказчик нанимает подрядчика, однако у того нет ни рабочих, ни техники. Он нанимает мелкие бригады, но далеко не всегда честно рассчитывается с ними. Как выяснили журналисты, деньги субподрячикам перестали поступать уже в июле. И сегодня у них нет средств, чтобы купить песок и цемент, нет денег на зарплаты. Поэтому зафиксировано достаточно много случаев, когда бригады, устав ждать денег, просто не выходят на работу.
И еще одна тема, которая касается не только Омска. Подрядчик работ, в которых задействованы деньги из федерального бюджета, должен иметь так называемую «банковскую гарантию». То есть обязательство банка кредитовать работы до того момента, когда заказчик их примет и полностью рассчитается. Однако банки требуют за это 10–12% от суммы контракта. В случае с ремонтом фасадов на «гостевом» маршруте эти 10–12% фактически равняются прибыли, на которую может рассчитывать подрядчик. То есть строительные фирмы, по сути, должны работать… бесплатно, а все «сливки» от масштабной эпопеи с приведением в порядок «лица» города получают банки. Таково наше законодательство. Именно поэтому некоторые крупные омские строительные фирмы, которые могли бы освоить предложенный объем работ, отказались участвовать в них. Подрядчиками стали те, кто надеется «сэкономить» на материалах (значит, качестве) и зарплатах рабочих. Но, похоже, многие из них не рассчитали своих возможностей.
В общем, «гостевой маршрут» показал, что массированное вливание денег из бюджета в строительную отрасль не дает нужного результата. Когда отрасль разрушена, система отсутствует, а законы требуют еще и обогащать банки, люди просто… не хотят работать.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.