Омский департамент транспорта уже не первый год готовит для города новую транспортную схему
По словам директора дептранса Вадима Кормильца, в работе активно участвовали сотрудники
СибАДИ и приглашенные специалисты из Санкт-Петербурга. Чиновники обещают, что с новой схемой ездить станет удобнее, а в центре перестанут собираться пробки. Но если разобраться, возникают вопросы, на которые ни у дептранса, ни у горсовета нет ответов.
Автобусы бегут по магистралям
Все омские маршруты предполагается разделить на 3 типа: магистральные, межрайонные и подвозящие.
Больше всего ясности с магистральными маршрутами. По последним данным, их будет 16, они свяжут между собой самые дальние районы города и будут обязательно проходить через центр. Их задача – быстро доставлять людей с одного конца города на другой. В большинстве городов-миллионников такая функция возложена на метро, но ему опять не нашлось места в новой схеме.
Известен предварительный список магистральных маршрутов (пока без нумерации):
Посёлок Юбилейный – завод им. Попова
ОНПЗ – ж/д вокзал
ОНПЗ – мкрн Первокирпичный (через 7-ю Северную)
ОНПЗ – поселок Солнечный
Улица Стрельникова – ПО Иртыш
Улица Бархатовой – Ярослава Гашека
Улица Бархатовой – ж/д вокзал
Улица Бархатовой – МСЧ-9
Мкрн Первокирпичный – Ясная Поляна
Посёлок Солнечный – Речной порт (через мост им. 60 лет ВЛКСМ и ул. Красный Путь)
Посёлок Солнечный – Речной порт (через метромост и проспект Маркса)
Посёлок Солнечный – завод им. Попова
Посёлок Солнечный – Ярослава Гашека
ТЦ «Мега» – мкрн Булатово
Посёлок Чкаловский – ж/д вокзал
Посёлок Чкаловский – Ярослава Гашека
В дептрансе подсчитали, что пассажиропоток на магистральных маршрутах в час пик составит 600–1200 человек в час. Обслуживать их будут автобусы большой вместимости и троллейбусы. Интервал движения обещают 5–7 минут.
Кто остался в стороне
Самая большая группа маршрутов – межрайонные, их предполагается около 48, и обслуживать их будут троллейбусы и автобусы средней вместимости.
В дептрансе заявляют, что межрайонные маршруты свяжут между собой соседние районы города. Например, Нефтяники и Амур, но проходить будут не через 7-ю, а через 24-ю Северную.
Видимо, в департаменте транспорта очень своеобразное понимание «соседних районов». В списке магистральных мы видим только один маршрут из Старого Кировска в микрорайон Первокирпичный. Видимо, все остальные районы стали для кировчан соседними.
Еще одно направление, которое, скорее всего, будут обслуживать межрайонные маршруты: новые и относительно новые микрорайоны – Амур-2, Новая Московка, Прибрежный. В каждом из них сейчас огромная транспортная проблема – мало автобусов и маршруток, и все они заполняются уже на конечной остановке. Проблему можно было бы решить, направив в такие районы большие автобусы, но в схеме они не значатся.
Подъезжаем к цивилизации
Последняя категория маршрутов – подвозящие. С ними пока ясности меньше всего.
В дептрансе заявляют, что каждый такой маршрут будет обсуждаться индивидуально. Работать на них будут средние и малые автобусы и маршрутки. Их задача – забирать людей из самых отдаленных и неудобных для общественного транспорта районов и подвозить к остановкам магистральных или межрайонных автобусов.
По утверждению Вадима Кормильца, работать подвозящие маршруты будут так: житель отдаленного района выходит на ближайшую остановку, оттуда приезжает в более оживленное место и «не успев выкурить сигарету» пересаживается и едет в нужный ему район.
Борьба с маршрутками
Своей главной задачей чиновники дептранса видят борьбу с маршрутами, которые дублируют друг друга на значительном участке, и к автобусам малой вместимости в центре города.
Такой трафик Кормилец назвал «паразитическим» и заявил, что это одна из главных причин пробок в центре Омска.
Предполагается, что через центр будут ходить только автобусы большой вместимости и троллейбусы – сейчас все они муниципальные. Частным перевозчикам предложат за свой счет купить большие автобусы или изменить маршруты так, чтобы они проходили в обход центра по ул. Маршала Жукова, Герцена, Фрунзе, где пассажиропоток значительно меньше. Свой выбор маршрутчики должны сделать в первом полугодии наступившего года.
Но согласятся ли частники на такие условия, да еще и в такие сжатые сроки, без дополнительного «пряника» со стороны городских властей? Напомню, что компания «Автосила 55» уже прекратила работу в Омске из-за того, что руководство посчитало условия работы невыгодными. Так же могут поступить и другие перевозчики, если им не разрешат в качестве компенсации повысить цены на проезд.
Но, судя по заявлениям дептранса, чиновников это не пугает. Предполагается, что маршруток станет вдвое меньше – из 900 автобусов малой вместимости в Омске останется 400.
Не растём, а уменьшаемся
Нововведения, которые готовит Омский департамент транспорта, очень масштабны.
Но городская администрация одной рукой дает, а другой отнимает, и второе получается гораздо лучше. Так, из города уйдут не только маршрутки – общее количество общественного транспорта сократится с 1550 до 1270 единиц, несмотря на закупки новых автобусов и троллейбусов.
Для сравнения: в 1990 году в Омске было 1200 автобусов только большой вместимости. Население города с тех пор практически не изменилось, а площадь даже увеличилась, но количество автобусов при этом сократилось, и расти не будет.
Также в документе нет ни слова о развитии омских трамваев. А между тем трамвай – достаточно быстрый транспорт, практически не подверженный пробкам и не дающий выбросов. Также в проекте не упоминается метро и даже безумные предложения загнать под землю то трамвай, то троллейбус. Затихли и разговоры о трех новых троллейбусных маршрутах из строящегося микрорайона «Кварталы Драверта». Похоже, на развитии электротранспорта в Омске поставлен крест.
Есть время подумать
Новая транспортная схема вступит в силу летом 2024 года.
Перед этим будет переходный период длиной 1–2 недели, когда будут действовать оба варианта движения автобусов. Как это будет выглядеть – снова неясно. Будут ли ходить автобусы и троллейбусы с двойными номерами, пока омичи не запомнят новую схему, или кондукторам и водителям придется каждый раз объяснять пассажирам, как именно идет автобус, или во время «переходного периода» в пассажирских перевозках будет твориться полный хаос? Пока ответа на эти вопросы нет.
Точно можно сказать только одно: омичам придется чаще пересаживаться с одного автобуса на другой, а значит, дорога будет занимать больше времени и нервов. А жители новых и отдаленных микрорайонов, частного сектора, скорее всего, пойдут по привычному пути – обзаводиться машинами.
Мария МАКСИМОВА.