История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Ильичом Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.
Летом 1918 года Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела, и ученые получили указание разработать радиотелеграф. В Нижнем Новгороде была организована радиолаборатория, которую возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. Ленин направил ему письмо, в котором говорилось о значении газеты «без бумаги» и «без расстояний».
И вот свершилось! Самую мощную на тот момент в мире 12-киловаттную станцию в середине 1922 года доставили из Нижнего Новгорода в Москву. Вскоре Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, где должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Промышленность начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних дешевых репродукторов очень простой конструкции. В черной радиотарелке (еще ее называли «сковородой») была только одна электрическая деталь – катушка, которая двигала черную бумажную мембрану. Это устройство было доступно любому гражданину – хоть наркому, хоть домохозяйке.
От пробных передач до новых жанров
Кружок радиолюбителей в Омске организовался в 1924 году, они смогли наладить прием передач из Москвы. В 1926-м кружковцы под руководством инженера-телеграфиста Николая Купревича (позднее он стал крупным советским ученым, работал в Пулковской обсерватории) провели прямо из его квартиры первую радиопередачу, принятую в нескольких уголках города.
Председатель Омского окрисполкома и горсовета Яков Герасимович Лобанов подписал с той самой ленинской нижегородской лабораторией договор, и город получил широковещательную станцию РВ-82. Станционный передатчик «прописался» на треть-ем этаже здания окружного исполкома (ул. Красный путь, 1), откуда и состоялся первый пробный выход в эфир в феврале 1927 года. Омск стал первым из городов Сибири, где было организовано не только прослушивание столичного, но и трансляция собственного радиовещания. Через некоторое время радиостудию определили на новое место – второй этаж Омского радиокомитета (ул. Красногвардейская, 63), где она и находилась вплоть до 1964 года.
Революционную роль в развитии вещания сыграла магнитная звукозапись. В результате творческого освоения ее возможностей появились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж. В начале 30-х годов родилось детское вещание. В начале дня зазвучала «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька»), в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию просветительские программы, а в радиотеатре шли инсценировки отечественной и мировой классики, пьесы современных авторов.
К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 млн индивидуальных радиоточек, которые во время войны, когда в условиях военного времени все ламповые приемники были сданы на временное хранение, сыграли важную роль.
В период Великой Отечественной войны радиостанция Москвы (РВ-49) получила пристанище на территории Омского района (тогда Кагановического). Были построены деревянные антенны высотой 65 метров. Первая передача вышла в эфир 1 мая 1942 года. В августе того же года благодаря технической смекалке строители смогли соорудить 150-метровые антенны.
Коллектив радио возглавляла Анна Наумовна Каневская. На всю Западную Сибирь звучал голос Омска. Из студеной, скудно отапливаемой студии каждый час шли в эфир сводки Совинформбюро. Благодарный отклик находили в сердцах слушателей передачи «Письма с фронта», театральные постановки. В штате омского радио было два оркестра – симфонический и народных инструментов. В военную пору пришла на радио молоденькая Клавдия Дмитриевна Рабинович, голос диктора полюбился быстро и сразу стал узнаваем. Многие омичи помнят голос и другого замечательного диктора – Веры Георгиевны Мертенс.
Расцвет
В послевоенное время ученый Воеводин возвел на месте прежних антенн совершенно новое сооружение: основой служила стальная толстостенная труба, расположенная на бетонном фундаменте и удерживаемая 4 тросами под углом в 90 градусов. Добротное сооружение простояло без изменений фактически 50 лет.
Штат работников радио пополнили фронтовики: диктор Полина Сухецкая, солист Антон Рюмин, звукооператор Павел Кочергин (который позднее возглавил всю техническую службу Комитета по телевидению и радиовещанию).
В конце сороковых – начале пятидесятых годов Омская область стала инициатором радиофикации сел (об этом уже писала наша газета). Радиорозетка появилась в каждой квартире и почти в каждой сельской избе.
Вещание из Омска было значительным по объему и насыщенным, разнообразным по содержанию. С гордостью слушали омичи передачи об успехах целинников, о пуске нефтезавода, первом брикете омского каучука, первой девятиэтажке в городе, о визитах делегаций из социалистических стран…. Надолго запоминались встречи в эфире с артистами Омского народного хора, писателями и учеными, художниками и поэтами, знаменитостями из столичных театров, приезжавшими на летние гастроли. Над выпусками работали Лариса Ревенко и Эльвира Пелтола (детская редакция), Инна Шпаковская (литературно-драматическая), Юрий Морозов и Николай Дементьев («Последние известия»), Галина Воронова (музыкальная редакция), а также Мария Зинина (звукооператор) и Нэлли Белобородова (звукорежиссер).
В 60-е радиовещание в СССР вышло на новую стадию развития. В Москве состоялось совещание о строительстве больших радиоцентров в каждом регионе. Омичи первыми заявили о намерении обзавестись Домом радио.
Здание на Озерках (ныне – проспект Мира, 1) в 1964 году было построено добротно и качественно. Главное внимание уделяли звукоизоляции, чтобы в эфир не попадали посторонние шумы. Студию звукозаписи построили по принципу «коробка в коробке». Сверху и снизу студия как бы подвешена на пружинах, что гарантирует отсутствие вибрации от стен и фундамента. Аппаратная отгорожена от студии тройным стеклом. Специальными фильтрами оборудована даже система вентиляции, чтобы через нее не проходил шум. Плотно закрывается дверь по типу купе. В сердце радиодома не слышно ничего, даже если рядом забивают сваи.
Когда в 1978 году построили мост имени 60-летия ВЛКСМ, по которому пошли трамваи, в целях защиты от вибрации с торца радиодома сделали антивибрационный защитный ров глубиной четыре метра и шириной метр. Ров этот заполнили опилками со шлаком. За техническую исправность оборудования с 1961 года и до 2013-го отвечал Александр Розенберг. В 1974 году пульт центральной аппаратной оснастили венгерским транзисторным оборудованием.
В просторном здании радиодома расположилось несколько редакций: последних известий, сельскохозяйственная, музыкальная, детская, спортивная, редакция пропаганды. В каждой редакции работали несколько журналистов. Над вещанием трудился огромный цех редакторов, звукооператоров, журналистов, инженеров. В коллектив влились новые сотрудники: Галина Суханова (редактор молодежных передач), Анатолий Воробьев (диктор-корреспондент), Тамара Муренец (редактор музыкальных передач), Вадим Павский (редактор передач на сельские темы), Лариса Доронина (звукооператор), Лариса Андриенко и Виктор Ларионов (дикторы).
Радикально изменилось радиовещание в годы перестройки. И это понятно – радио всегда было инструментом государственной власти. В 90-е годы и в период полежаевского двадцатилетнего правления омские радиожурналисты впали прямо-таки в эйфорию, очерняя всю советскую историю, прославляя господ-«перестройщиков», объясняя трудящимся остановившихся и закрывшихся промышленных и сельскохозяйственных предприятий, как здорово им будет жить.
Актуально ли радио сегодня?
Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире – общая длина линий превысила два миллиона километров. Появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы. Стали популярны транзисторные приемники. Но постепенно наступала эра сплошного телевидения.
Увы, всего три десятилетия технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что поначалу у людей возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением компьютеров радио стало играть в жизни людей еще более скромную роль.
Еще недавно в нашей области проводное радио насчитывало 700 тысяч абонентов, сегодня их меньше 20 тысяч.
Прекратилось вещание на средних волнах, а ведь на средних волнах омское радио было слышно и в Казахстане, и в Тюмени, и в Томске. С прошлого года «Радио России» в Омске доступно только в FM-диапазоне, а в районах области продолжается вещание в УКВ-диапазоне.
Сегодня радио перестало быть образовательным каналом, воспитывающим, формирующим вкус. Радио стало фоном для автолюбителей, например. Основной контингент слушателей – в автобусах, маршрутках, «за баранкой». Слушать какие-то передачи по радио люди разучились, да и попробуй найти интересную передачу. Радиоканалы все – коммерческие, информации там процентов двадцать. Все остальное – реклама, музыкальные заставки самого канала, розыгрыши призов и прочая ерунда. Но у радио – неисчерпаемый ресурс: доступность, возможность слушать любые радиостанции мира, и мы надеемся, может, впереди у него – прекрасное будущее.
Анна ЧАЛАЯ.