Ставшее притчей во языцех строительство Красногорского гидроузла по-прежнему «требует» повышенного к себе внимания. Строить не строим, но сохранить-то уже сделанное надо?! Правительство области планирует увеличить бюджетные ассигнования на содержание этого недостроя – дабы обеспечить безопасное и безаварийное состояние объекта.
С этой целью правительством вносятся изменения в собственное же постановление 6летней давности (№255п от 15 октября 2013 г.). Новая редакция выглядит так: «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш предусматривает корректировку (актуализацию) проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ, завершение строительства пускового комплекса (1 этап строительства), перекрытие основного русла реки Иртыш, возведение правобережной русловой перемычки и начало работ (2 этап строительства) Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Предполагаемая сметная стоимость завершения строительства пускового комплекса (1 этап строительства) – 5 465 473 780,00 руб., срок ввода в эксплуатацию – 2023 год».
А по деньгам что? В 2019 году на финансирование предусматриваются ассигнования областного бюджета в сумме 39 697 892 руб., в 2020м – 151 879, 65, руб. в 2021м – 157 954, 84 руб., в 2022м – 164 273,03 руб., в 2023м – 5 384 448 160, 70 руб.
До сотых частей рубля подсчитано! Но притом основная финансовая нагрузка – а это, как видите, пять с лишним миллиардов – запланирована на 2023 год, как раз на год ввода в эксплуатацию. Убеждает? Не зная, что день грядущий нам готовит, трудно быть оптимистом. Впору припомнить пословицу про ишака и падишаха. Впрочем, заглянуть в ближайшее будущее страны можно, ознакомившись с проектом бюджета на 2019й и два последующих года. Хотя… Слабонервных просим этого не делать.
Достаточно сказать о запланированном замораживании средств в резервном фонде – до 8 триллионов. А эти деньги оседают в западных банках и питают чужую экономику.
А что с метро?
Тут чудес не произошло – никаких перспектив. Федеральная власть этот объект строить не хочет, а областная – не может. На достройку требуется что-то около 40 млрд рублей. Вдобавок и на консервацию объекта своих средств нет, а федеральные поступают крайне скупо. Между тем из-за отсутствия водоотведения происходит подтопление подземных сооружений грунтовыми водами, это отмечено в недавнем выпуске бюллетеня счетной палаты России. А деформация котлованов неизбежно влечет удорожание работ и чревато аварийными ситуациями.
Впрочем, омский министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства А. Заев заявил, что в следующем году консервация продолжится (оборудование вентиляции, освещения и водоотлива). Но какими темпами? На консервацию понадобится чуть ли не три миллиарда. А о достройке, которая теперь потребовала бы свыше 40 млрд, и сказа нет.
Счетная палата России насчитала на территории Омской области более тысячи долгостроев (больших и малых). Расчетная потребность на их завершение, по информации нашего министерства экономики, – 64 с лишним миллиардов. Две трети, считай, годового областного дохода.
Документами не подтверждено
Что на бумаге и что на деле – этот вопрос, увы, возникает постоянно.
Контрольно-счетная палата Омской области проверила законность и результативность использования средств областного бюджета на приобретение минеральных удобрений. Материалы проверки рассмотрены в комитете Законодательного собрания области по аграрной политике, природным ресурсам и экологии.
Второй год региональные власти выделяют деньги сельскохозяйственным товаропроизводителям на минеральные удобрения, и необходимо разобраться, почему меры оказываются неэффективными. Этот вопрос был заострен в недавнем бюджетном послании губернатора – что мешает минсельхозу, спрашивал с трибуны Александр Бурков, конвертировать бюджетные деньги в показатели урожайности?
Конечно, применение удобрений не сводится к скорому повышению урожаев. Это прежде всего решение проблемы повышения плодородия почв. Но все же странно, что урожайность на удобряемых землях оказывается где-то ниже средней по области. А именно так произошло в КФХ «Петросян Л.О.». Здесь – 14,6 центнера пшеницы с гектара, по области в среднем – 16,4.
Объем субсидий в прошлом году – почти 105 миллионов рублей, и воспользовались ими 104 хозяйства.
В ходе проверки Контрольно-счетная палата (КСП) обнаружила, что размеры субсидий в расчете на один гектар колеблются от 238 рублей (ООО «Соляное») до 2760 рублей (КФХ Петросян). То есть разница более чем в 11 раз?! Наводит на размышления прежде всего диапазон расхождения цен на одни и те же марки приобретаемых удобрений – от 20 процентов (селитра аммиачная) до 54 (карбамид). КФХ Петросян приобрело одно из удобрений по цене 348,1 тыс. рублей за тонну, но на официальных сайтах поставщиков цена того удобрения – от 130 до 195 тыс. рублей. Ясно как день, что такая практика противоречит принципу эффективности использования денежных средств. И тем более требуется мониторинг фактического внесения удобрений. Но этого нет, и теперь выясняется, что заявленные удобренные площади не имеют документального подтверждения. Вот те на! Не подтвержден, в частности, факт получения кукурузы на зерно в ООО «Соляное» и ООО «Сибирская мука». Кстати, «Соляное» уже в ходе проверки вынуждено было возвратить в облбюджет 419 тыс. рублей.
С другой стороны, имеются факты несбалансированного внесения удобрений – выше рекомендованных экономических и экологических норм (КФХ Леонов С.А. и ООО «Нива»).
И как бы первый, после долгого отсутствия, опыт субсидирования, пусть и отчасти незадачливый, не отпугнул распорядителей финансов. Дело-то крайне нужное.
Льгота, выясняется, не всем нужна
Право на бесплатный (льготный) проезд имели по состоянию на 1 сентября 462 544 жителя Омской области, воспользовались этим, однако, не все, а только 297 182 человека (63%).
Вот такую информацию в профильный комитет ЗС представило министерство труда и социального развития. Интересно, какие выводы из этого будут сделаны.
Смешная цифра
Администрация Кормиловского городского поселения неправомерно приняла и оплатила часть ремонтных работ на дорогах райцентра.
Контрольный обмер асфальтобетонного покрытия, произведенный контрольно-счетной палатой, выявил несоответствие акта выполненных работ фактическому исполнению.
Стоимость принятых и оплаченных работ на подъезде к спорткомплексу «Олимпийский» оказалась в результате завышенной на 80 с лишним тысяч рублей.
При обсуждении материалов КСП в комитете ЗС по аграрной политике, природным ресурсам и экологии эта цифра вызвала некоторое оживление: прежние контрольные мероприятия КСП, проводимые в сельских районах, выявляли зачастую неизмеримо большие суммы. Например, при реконструкции подъезда к аулу Койчубай Шербакульского района аудитор КСП обнаружил проплату невыполненных работ почти на 4 миллиона.
Неужто удалось переломить негодную тенденцию?
Если и появился у кого-то оптимизм на этот счет, то очень и очень осторожный. Впрочем, и 80 тысяч – отнюдь не пустячок. Главные для области проблемы никуда не делись – нехватка в структурах власти на селе квалифицированных кадров, а отсюда – отсутствие надлежащего контроля за исполнением муниципальных контрактов, слабая организация претензионно-исковой работы.
Новые адреса
В государственную программу Омской области «Развитие культуры и туризма» включаются новые мероприятия.
Большеречье. Субсидия на капитальные вложения историко-культурному музею-заповеднику «Старина сибирская». В приобретаемых помещениях будет туристско-экскурсионное обслуживание, зал для мультимедиа-презентаций, сувенирный и книжный киоски.
Тара. Планируется в 2020–2021 годах провести реконструкцию здания районного Дома культуры бюджетного учреждения «Север».
Седельниково. Софинансирование расходов на приобретение помещений и земельных участков под ними для последующего размещения межпоселенческой центральной библиотеки.
Сразу отметим: эти расходы, как и другие такого рода, фракция КПРФ Законодательного собрания области поддержит, разумеется.
Адам ПОГАРСКИЙ,
депутат Законодательного собрания Омской области.