Красный путь
Красный путь

Гаджеты – зло или средство обучения?

Общество осуждает родителей, которые «заняли ребенка» планшетом, а учителя в школах требуют сложить телефоны «в коробочку». В чем суть проблем, порождаемых распространением электронных устройств, и что нас ждет в ближайшем будущем?

Мы втянулись 
и захотели ещё

Еще не так давно россияне обходились практически без них, а сегодня они слышат, видят, поют и делают многое другое – небольшие электронные устройства, или гаджеты. Многие из них имеют старших родственников и появились благодаря новым технологиям, стали компактными. Магнитофон превратился в аудиоплеер, видеомагнитофон стал медиапроигрывателем. Настольный компьютер обзавелся родней: ноутбуки, нетбуки, планшеты и КПК.
Главное достоинство современных электронных помощников – обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Как свидетельствуют опросы, 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты – бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. 
Да, уже доказано, что гаджеты могут навредить здоровью – при бездумном и неограниченном использовании портится зрение, слух (при использовании плееров и наушников), есть вредное воздействие на организм и от смартфонов, что мы носим в карманах, и так далее. Но более всего тревожит формирование зависимости от гаджетов и подмена живого общения виртуальным. Причем окунулись в паутину интернета уже люди разных возрастов.
Приведу пример из повседневной жизни. Еду в маршрутке, спиной к водителю сидит гражданин среднего возраста, не поднимая глаз от смартфона. На остановке входит такой же увлеченный виртуальной жизнью парень и приземляется рядом, и, только когда он заговорил, передавая деньги за проезд, гражданин поднял голову и увидел, что это его сын. И смешно, и печально.
Кстати, психологи ввели недавно в обиход даже специальный термин, означающий зависимость от мобильных устройств, – «номофобия». Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты, то 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких­либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.
И прячутся 
в виртуальном мире

Родители по­разному реагируют на то, сколько времени их ребенок «сидит в телефоне», играет в игры, переписывается с друзьями. Одними новые технологии воспринимаются враждебно: ведь они росли без них, почему же их ребенок не может без них обойтись?! Другие, наоборот, думают, что их чадо стоит на пороге будущего, а техника в этом помогает, поэтому может обойтись и без навыков письма ручкой.
Психологи считают, что каждый случай индивидуален, комплексной проблемы «гаджеты портят детей» не существует. Технологии играют большую роль в социализации. Запрещать ребенку пользоваться гаджетами – все равно, что надеяться, что он никогда не услышит мата.
В агрессии детей, их замкнутости, низкой успеваемости в школе виноваты не гаджеты, а отсутствие любви и внимания со стороны самых близких людей – родителей – об этом пишут в своих исследованиях психологи и педагоги. Когда ребенок, обращаясь за помощью к родителям, наталкивается на раздражение, потому что им пришлось оторваться от компьютера или смартфона, то, скорее всего, в будущем он не попросит у них помощи. Если ребенок день и ночь сидит за компьютерными играми и электронными развлечениями, значит, в его реальной жизни есть что­то, к чему он не может адаптироваться, а в мире виртуальном с этим легче и красочнее. Здесь они могут вести себя так, как считают нужным.
Внимательным родителям, задумывающимся о будущем своего ребенка, психологи советуют приложить максимум усилий и уделить ему больше внимания и заботы, которой тому недостает, окружить пониманием, помочь разобраться с трудностями. И обязательно договориться с ребенком о временных рамках пользования социальными сетями или компьютерными играми. Но прийти к решению необходимо только через компромиссы.
Исключить из жизни ребенка соцсети и компьютерные занятия сегодня уже нельзя. Это поколение уже рождается со смартфоном в руках, они быстрее находят информацию, легко усваивают и анализируют. Оказывается, гораздо больше на психику современного ребенка влияет отсутствие телефона или планшета.
А что же школа?
Ученые прогнозируют, что за ближайшие десять лет исчезнут около 15% базовых профессий, навыки для которых вырабатываются в школе. Школа, несмотря на использование интернета в коммуникации между учителями и учениками, продолжает оставаться крайне консервативным институтом, использующим традиционные методики.
Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», призывает школы обучать детей необходимым в современности знаниям. Среди компетенций будущего он выделяет: знания о цифровой культуре, умение работать с большими данными, навыки коммуникации и самопрезентации, вопросы управления финансами и уроки юридической грамотности. Также в школах должны быть включены в программу информационная и кибербезопасность: грамотный поиск информации в интернете, умение отличить фейк (подделку) от правды, способы обезопасить данные от кибератак.
Учителей, которые сами стимулируют школьников использовать смартфоны для поиска информации, перевода слов или хотя бы просто как калькулятор, – сегодня не так много, как хотелось бы, да и ситуация с Wi­Fi в школах оставляет желать лучшего. А во многих сельских школах нашей сибирской глубинки интернет вообще ловится с трудом. Вот и получается, что на входе в класс стоит коробочка, в которую перед началом урока все ученики складывают свои телефончики, ведь они там не информацию по новой теме будут смотреть, а в соцсетях зависать.
Специалисты считают, чем быстрее школы придут к новым технологиям и начнут применять их во время уроков, тем лучше. Тогда детям будет проще ориентироваться в современной действительности. 
А родителям, ребенок которых все время проводит в виртуальном пространстве, стоит задуматься: что расстроило его в реальном мире и достаточно ли заботы он получает в семье?
Анна ЧАЛАЯ.


 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех