То, что идет на телеэкранах, тоже не всегда можно смотреть. Я удивляюсь, каким образом фильмы, вроде «Школы» Гай Германики, попадают на ТВ. Думаю, это только личные связи. Вы не задумывались, почему у нас в стране масса прекрасных вузов, выпускающих актеров, режиссеров, а в телевизоре – одни и те же лица? Причем непрофессиональные, большинство – кавээнщики. Потому что тот же Галустян не просто клоун, а бизнесмен, который стоит где-то там «у руля». Сами снимают, сами показывают, сами веселятся и делят деньги. А фильм Бориса Грачевского «Крыша» не видели? У меня в некоторых местах тошнота накатывала. Почему-то все думают, что Грачевский – режиссер, а он ведь ВГИК окончил по специализации «хозяйственник». Не дай бог, чтобы фильмы нашей студии были похожи на «Ералаш». Мне не нравится ни в кино, ни в жизни любое сталкивание лбами, унижение. В наших работах всегда побеждает добро, дружба, честность.
Мой учитель – Любовь Ермолаева, театр которой взрастил не одно поколение творческих инициативных людей. Я пришла к ней в студию, когда мне было 16. Она достала из меня – меня настоящую, ту, которая была глубоко спрятана где-то внутри, ту, которая могла быть собой только в одиночестве, в мамином пеньюаре распевая песни с расческой вместо микрофона. Любовь Иосифовна привила нам хороший творческий вкус. После филфака я пришла в школу, где организовала самодеятельный театр пластики. Однажды я увидела передачу по 11му каналу, что приглашаются творческие инициативные люди. За ночь написала концепцию рубрики – так родилась детская передача «Мозаика». Закончила режиссерское отделение Алтайского государственного института культуры. Через полгода «Мозаику» закрыли за нерентабельностью. Мир рухнул, небо упало на землю…
В конце 90х, как бы ни было трудно, существовали спонсоры. Бизнесмен Владимир Ширшов помог нам купить студию. Они вместе с моим мужей Димой, тоже режиссером, поехали в Москву, закупили оборудование, после чего немедленно грянул дефолт! В кризис 2009 года нам пришлось распустить команду, остались вдвоем с мужем. Другой бизнесмен, наш заказчик Константин Терещенко выделил нам помещение бесплатно. Однажды увидел, как из студии выходят студенты – я бесплатно давала мастер-классы будущим специалистам по рекламе. И предложил: а что если это будут не студенты, которые уже определились с выбором, а дети? Я воспряла, составила план на ближайший месяц, на год, на 10 и на 30 лет. Решила, что через 30 лет создам в Омске киноколледж.
Сейчас студия «Твист» – это 70 детей от 6 до 18 лет. Есть группы игрового кино, анимационная, видеооператорского искусства, недавно занялись журналистикой – уже второй год делаем на первом городском канале «Школьные новости». Выиграли с новостями конкурс ЮНПРЕСС «Лиги юных журналистов РФ», трое детей съездили в Артек. Актеры, педагоги, режиссеры, журналисты, аниматоры ведут занятия актерского мастерства, сценического движения, речи. Они постепенно раскрепощаются, избавляются от «зажатости». Наши ленты побеждают во всероссийских и международных конкурсах. Достойного детского кино в России много, но все ограничивается фестивалями – делают его такие же сумасшедшие, как мы. Наша полнометражная лента, снятая на грант регионального правительства, «Сказка о добре и Вре» демонстрировалась на кинофестивале «Дух огня». Зал из 1200 детей воспринял ее с восторгом. Потом нас пригласили продемонстрировать ее на фестивале «Московские премьеры», в рязановском клубе-кинотеатре «Эльдар», где он показывает те фильмы, которые любят россияне, – хорошие, добрые. Городской департамент образования позволил прокатить ленту по школьным лагерям. Директор кинотеатра «Вавилон» Борис Собко – единственный в Омске прокатчик, который идет навстречу творческой инициативе. Прокат «Сказки о добре и Вре» для омских школьников в «Вавилоне» шел целый месяц. А все наши попытки пробиться на центральное телевидение просто не получают никакого отклика.
Я пытаюсь вытащить из детей себя настоящих, как из меня когда-то вытащила Ермолаева. Пишу сценарии под каждого, с учетом его возможностей, которые постепенно становятся больше. Атмосфера в студии доброжелательная, никаких насмешек, никакой звездности – это резко пресекается. Мы не давим, не выталкиваем на сцену или камеру – надо, чтобы ребенок созрел. У нас занимался маленький Саша, мама говорила, что ему «ставят» аутизм – в детском саду он ни с кем не общался, да и с родителями не особенно. Вдруг однажды прибегают на занятия, мама кричит: Саша подрался! У меня как-то не стыкуются ее счастье и текст. А у них праздник – Саша начал реагировать на других! Машу мама сначала притаскивала на занятия – та сидела, вцепившись в ее ногу. Потом сама начала заходить в класс. А через год мы снимали короткометражку с малышами, которые не выговаривали по 16 букв. Стало ясно, что нужен дубляж. Старших взять – голоса не те. Попробовали Машу – послушав речь всех пятерых, она переозвучила их же голосами. Причем так, что родители не поняли, что это не их дети говорят!
От режиссера зависит и фильм, и даже жизнь иногда. Режиссер может сделать так, что плохой актер станет хорошим. Надо только задачу ставить четко. Почему актриса должна пройтись по сцене на полусогнутых – боится, что потолок рухнет, или надо, чтобы никто не услышал, или просто ноги болят? Хотя очевидцы рассказывают, что Тарковский вообще ничего не объяснял актерам. Когда снимал «Ностальгию», просто бросил Олега Янковского в Италии – без объяснений, без денег. Вернулся через месяц, когда тот дошел уже до тупого остервенения, сказал: вот, теперь будем снимать, мне нравится твое состояние. В этом смысле я все же последовательница Бондарчуков – старшего и младшего. Старший, конечно, вообще гений, но у обоих на площадках – теплая, почти семейная атмосфера.
Моя мечта открыть в Омске киноколледж уже обретает реальные очертания, хотя и 10 лет не прошло. Олег Гаас, наш студиец, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снялся в фильме «Полное превращение». Вероника Дмитренко окончила ОмГУ им. Достоевского и сейчас работает в профессиональном театре. В этом году Егор Осиледец поступил в колледж культуры и искусства на отделение режиссуры. Ребята творчески реализуются уже во взрослой жизни. И я рада, что помогла им в этом. Детской студии всего семь лет. Сняли фильм «Вместе строим будущее», где рассказывается об 11 удивительных жителях Омска, организовавших добрые дела: студию танцев для колясочников, общество «солнечных детей», приют для собак… Таких людей на самом деле гораздо больше!
Записала
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Фото из архива студии «Твист».