Красный путь
Красный путь

Дрон на нашу голову!

Генералы и чиновники призывают запретить массовое использование беспилотных летательных аппаратов

В ночь на 6 января нынешнего года места дислокации нашей военной группировки в Сирийской Арабской республике подверглись беспрецедентной атаке. Сразу 13 беспилотных летательных аппаратов попытались сбросить взрывчатку на авиабазу ВКС России Хмеймим и базу ВМФ в Тартусе.

 Шесть воздушных целей российские подразделения радиоэлектронной борьбы взяли под свой контроль, перехватив внешнее управление. Из них три посадили на подконтрольную территорию вне базы, еще три при посадке сдетонировали от столкновения с землей. Еще семь беспилотников были уничтожены зенитно-ракетными пушечными комплексами «Панцирь-С». Таким образом, никакого ущерба эта атака не нанесла, а российские системы ПВО показали свои возможности по защите охраняемой территории.

В то же время практически во всех СМИ и на федеральных телеканалах заговорили о глобальной угрозе, которая нам якобы грозит от беспилотников, оказавшихся в руках террористов. Мало того, стали раздаваться призывы вообще запретить их использование. Свою версию атаки на нашу базу – ее причину и последствия – на первом федеральном канале ТВ в программе «Время» высказал известный омский предприниматель, директор ООО «Коминформ» Сергей Мизя.

Однако многое из того, что он рассказал тележурналистам, так и осталось за кадром. Между тем именно эти высказывания представляются нам наиболее интересными. В чем их суть? Об этом наша беседа.

И тогда мы стали делать самолёты…

– Сергей Герасимович, в программе «Время» вы были представлены как разработчик беспилотных летательных аппаратов…

– Дело в том, что вот уже более пяти лет я являюсь советником по экономике при ректорате ОмГТУ. Согласно действующему закону о малых инновационных предприятиях при вузах и НИИ нужно было как можно быстрее продвинуть в рынок все изобретения, которые хранятся-пылятся в патентных отделах вузов и НИИ. В короткие сроки создать инновационный продукт, который бы был востребован рынком. А заодно – научить коммерции преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

С началом действия этого закона по всей стране формально зарегистрировали огромное количество малых предприятий. В итоге большинство предприятий просто не заработали и зачастую стали заниматься не инновациями, а банальным растранжириванием государственных денег. Был даже скандал на местном уровне по поводу незаконного получения многомиллионной субсидии таким вот малым инновационным предприятием.

Поэтому совместно с вузом было создано малое инновационное предприятие, директором, совладельцем и конструктором был приглашен Павел Погарский, один из самых компетентных специалистов в области конструирования беспилотных летательных аппаратов малого класса в нашей стране. Создали лабораторию. И стали делать беспилотные летательные аппараты. Как перспективное направление, достаточно интересное и нужное для страны. В результате нескольких экспериментов удалось создать действительно конкурентоспособный товар – беспилотный летающий аппарат.

 

 

Запрягали хлопцы коней!

– Но вернемся к вашему так и не прозвучавшему в полной мере комментарию. В чем его суть? Кто эти террористы?

– Дело в том, что это вовсе никакие не террористы. И когда вокруг этого началась шумиха, переходящая в паранойю, наш президент совершенно взвешенно сказал: «А мы знаем, кто это сделал!» Беспилотники искусно закамуфлированны под кустарно сделанные якобы какими-то террористами, но на самом деле это не так.

– Так кто же их сделал?

– По заказу американцев всю эту продукцию изготовили, видимо, наши братья по крови – украинские хлопцы.

– Ну вы даете!

– Поясняю. У каждого из 13 самолетов под крыльями было навешено по 10 боеприпасов, похожих на мины или бомбы весом по 400 граммов. С хвостовым оперением, из высокомолекулярного полиэтилена. Корпус, взрыватель, взрывчатка – все это невозможно сделать кустарным способом, а только в заводских условиях. В Сирии таких условий нет. Тогда кто наделал этих 130 мин?! И кому надо делать специализированные боеприпасы – это очень дорого.

Второе: все самолеты имели двигатели, переделанные из двигателей для бензокосилки или бензопилы.

– Ну и что?

– Да то, что такой ерундой и
чушью могли заниматься только выходцы из двух стран – России и Украины. Ни одному американцу, немцу или китайцу это даже в голову не придет! Самолеты даже более тяжелые по классу – вместе с автопилотом, программой, двигателем стоят примерно 2,5 тысячи долларов. Можно купить в интернет-магазине «Алибаба» и отправить куда угодно. Тогда зачем такие сложности с изготовлением «кустарным» производством? Например, для того чтобы научить наш омский самолет летать, мы пытались написать программу самостоятельно на базе технического университета и у нас не получилось. Тогда мы обратились в красноярскую фирму, которая работает в том числе на оборонку. И красноярцы нам в течение полутора лет разработали программное обеспечение для автопилота нашего беспилотника. И еще месяц мы учили его летать – программу адаптировали к самолету. То есть для каждого летательного аппарата создается свой автопилот и к нему пишется своя уникальная программа. Просто так такие вещи не купишь, дилетанты программу не напишут. Тогда зачем это делали и где? Вот я и полагаю, что это украинские хлопцы за хорошие деньги могли это сделать. А сирийские оппозиционеры – никогда. Потому что у них нет таких возможностей...

– То есть это были не террористы в прямом смысле этого слова.
Но теракт-то был…

– И теракта как такового не было. Вспомните сообщение о том, что 28 декабря была обстреляна наша база из миномета 80­го калибра. Были убиты двое наших солдат, 17 ранены. Вот это была исключительно террористическая акция. Потому что мин в Сирии валяется – кучи за каждым углом, минометов – в каждой деревне. Их легко подтащить на «джипах» и расстрелять базу.

А в случае с беспилотниками ущерба никакого. Затраты колоссальные, а «террористическая» задача не выполнена!

– Тогда зачем?

– Это было не что иное, как операция военно-технической разведки США по фиксированию и получению точных технических характеристик работы нашей системы ПВО С­400, зенитного комплекса «Панцирь-С» и средств радиоэлектронной борьбы. Это я уже вам говорю как бывший
контрразведчик.

– То есть они нас проверяли?

– Они конкретно снимали технические параметры наших систем вооружения. Зачем? Во-первых, это было всегда. И в советское время. Во-вторых, давайте вспомним, что примерно два года назад американские корабли пальнули по сирийскому аэродрому ракетами «Тамагавк». Как следует из прессы, было выпущено 56 ракет, достигли заданного района только 23.

Ракеты «Тамагавк» летают уже десятки лет. Они отработаны у американцев так же, как у нас автомат Калашникова. Стоит одна ракета минимум миллион долларов. И вдруг такой чудовищный конфуз. Его причина, видимо, в том, что аэродром, на который были направлены «Тамагавки», защищали наши «Панцири».

А вот колоссальный моральный ущерб был Пентагону и ВПК США. Не зря ведь все аналитики Пентагона и НАТО признают, что с точки зрения средств радиоэлектронной борьбы Россия впереди планеты всей. А военные аналитики США публично назвали «Панцири» идеальным оружием современной
войны. Поэтому и летали странные беспилотники, так как наши военные не могли их не уничтожить и работали в реальных боевых условиях по полной программе.

 

«Посейдон» не зря летал

– А какие еще доказательства?

– Что такое беспилотный летательный аппарат? Все, что летает в пределах прямой видимости радио и телеметрии. В условиях равнинной местности горизонт находится на уровне 12–15 км. А дальше оператор не видит самолет. Тогда кто должен управлять самолетом? Автопилот. То есть помимо того, что есть GPS, ГЛОНАСС, в этот самолет надо заложить карту – достаточно подробную – спутниковую. Хорошо бы еще с высотами. И много еще чего.

Надо постоянно контролировать извне полет самолета и при необходимости вносить коррективы, если аппарат отклоняется от курса. В нашем случае было 13 самолетов. Кто подруливал? Либо высококлассный высокоточный автопилот, или кто-то там со стороны – операторы из точки, где видна вся траектория полета, либо со спутника. Но это очень дорого. Ответ напрашивается другой – в это же время над Средиземным морем летал самолет-разведчик «Посейдон» ВМС США. Он четыре часа находился над морем, и в эти же четыре часа эти самолетики подлетали к нашим базам. А мы в свою очередь их сбивали! Наша система вынуждена была их сбивать, на каждом находилось десять бомб весом по 400 граммов каждая. К тому же самолеты при всей внешней неказистости были сделаны добротно и основную свою задачу выполнили – взлетели и долетели. В результате американцы провели успешную разведывательную операцию – получили свой положительный результат. Ну и мы получили свой результат – подтвердили надежность и качество нашего оружия и достойную выучку наших военнослужащих.

– А это не противоречит украинскому следу?

– Нет. Американцы сегодня контролируют Украину. Они, видимо, разместили заказ на Украине, где-то там на просторах незалежной научили эти самолетики летать и затем привезли в Сирию. Это классические, на мой взгляд, игры разведки! Чужими руками. Мы ведь досадили сильно американцам – и они сняли уточненные технические параметры наших средств ПВО. Потому что им нужно, чтобы «Тамагавки» больше не улетали неведомо куда.

Запрещать и не пущать?

– Но вероятность совершения теракта с помощью различных беспилотников – дронов, квад­ралетов и т.п. существует?

– Теоретически существует. А практически… Реального ущерба даже в условиях боевых действий от беспилотников практически не было. По тем же телеканалам показывали сотни игиловских беспилотников, которые пылились на складах, но так и не были использованы. Потому что это достаточно сложно. Ведь реально на один даже самый маленький простенький беспилотник нужно два хорошо обученных человека. Один за компьютером, другой управляет по телерадиоканалу. И у нас есть средства защиты от них.

Однако, как часто случается, напуганные пропагандой некомпетентные чиновники пытаются «выплеснуть ребенка вместе с водой». Некий генерал в правительственной «Российской газете» призывает оставить право на использование беспилотников только госструктурам и силовым ведомствам. А всем остальным запретить – из-за угрозы терактов. Это полная дурь!

Давайте посмотрим, с помощью каких средств совершались теракты в последнее время в той же Европе, – нож, топор, автомобиль, самодельное взрывное устройство. А с беспилотниками пока ни одного теракта не было.

Но главное, чем грозит запрет массового использования беспилотников, – утрата интереса молодежи к этому направлению. А ведь компьютеризация и роботизация – это будущее всей авиации. Да и всей экономики. И мы можем потерять массовую базу этого будущего, пытаясь опять что-то «запрещать и не пущать». Боясь, как бы чего не вышло.

Владимир ПОГОДИН.

 

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех