Красный путь
Красный путь

Дореформировались

С муниципальным транспортом снова беда. Четыре пассажирских автотранспортных предприятия Омска будут слиты в одно – ПАТП №8. Все водители и кондукторы вынуждены писать заявления на увольнение с последующим трудоустройством в ПАТП №8, а автобусы и маршруты передаются под единое управление.

В истории реструктуризации муниципальных пассажирских предприятий много странного. Работники предприятий ежедневно генерируют скандалы, а мэрия не пытается объяснить происходящее. Вот и на этот раз сотрудники опасаются обмана и поэтому пожаловались в прокуратуру, трудовую инспекцию и депутатам.

Кстати, мэрия Омска по поводу новой транспортной реформы опять внятных пояснений не дает. Да, будут упразднены лишние управленческие структуры ПАТП, списаны долги по налогам и сборам. А дальше-то что?

Слияние автобусных ПАТП в одно – вполне ожидаемый и закономерный результат той чиновничьей некомпетентности руководства муниципальным транспортом, которую нам пришлось наблюдать последнюю «пятилетку». За это время доля пассажиров, перевозимых муниципальным транспортом, сократилась до 30 процентов, стремительно выросли убытки. И, как следствие, были ликвидированы около сотни маршрутов как нерентабельные. А рентабельные со временем становились убыточными. Сегодня никто толком маршрутной сети объяснить не может, а пассажиры – еще и понять ее. Безудержную информационную кампанию ведет департамент транспорта: муниципальный транспорт работает в кольце врагов, сиречь частных перевозчиков. Соответственно, все плохое – это происки этих врагов. Все хорошее – это из-за усилий департамента. Муниципалы – светлые, частники – темные. Дептранс – добро, частники – зло.

Неплохо было бы напомнить, что такими страшилками власть пользовалась еще недавно в отношении таксомоторных парков – 5 и 6. Мол, исчезнут городские такси и все – бомбилы взвинтят цены. А по факту наоборот, конкуренция среди служб частных такси сегодня позволяет перемещаться по Омску на такси за небольшую плату. Но вновь слышим – пока живы муниципалы, частники сидят и не рыпаются. Но как только исчезает муниципальный транспорт, то они, дескать, тут же взвинтят тарифы до небес или будут шантажировать омичей таким повышением. На деле же – тарифы растут у муниципальных перевозчиков.

Более того, в последнее время частники опровергли еще один из аргументов дептранспорта – частник, мол, не готов работать на больших автобусах. А он уже работает. Но новый Лиаз окупается ровно 5 лет. Это только в ноль выйти. А все прошлые мэрии боролись и выживали такого частника, не давали гарантий, отзывали договоры. При этом с упорством, достойным лучшего применения, покупали большие Лиазы все эти годы, и только в прошлом наконец-то до них дошло, что в Омске нужны и машины поменьше.

Все последние годы чиновники дептранспорта и руководители ПАТП просто сидели и ждали, когда им кинут очередные 100–200 миллионов рублей, себе назначали премии и жили прекрасно. И ничего не делали, чтобы поправить экономику перевозок.

Поэтому, как сказала мэр Омска Оксана Фадина на встрече с врио губернатора Александром Бурковым, омские ПАТП на начало года имели кредиторскую задолженность в 406 млн рублей только по налогам и платежам в Пенсионный фонд. Учитывая, что среднемесячные начисления составляют около 40 млн рублей, можно понять, как долго копились эти долги.

И теперь мэрия предлагает такой вариант: все четыре муниципальных пассажирских предприятия (ПП) №4, №7 и №8 и ОАО ПАТП­2 слить в одно. На ПАТП №8 (как на самом эффективном) будет заведен штат сотрудников остальных предприятий. Но материальные активы, включая подвижной состав, гаражные боксы, останутся на балансе ПП-доноров. Их будут сдавать в аренду. В таком случае хозяйственно-финансовая деятельность предприятий будет сводиться к получению арендной платы и содержанию подвижного состава.

Да, надо освобождаться от лишних управленческих надстроек – глядишь, в скором времени нужда в департаменте транспорта отпадет. Правда, вырученных с аренды средств, по мнению отдельных управленцев пассажирских предприятий, однозначно не хватит ни на замену автотранспортных средств, ни на что другое. А значит, не сложно прогнозировать банкротство предприятий. Но за этими действиями появляется временной люфт, который позволит переосмыслить сложившуюся ситуацию.

Тем более что омские ПАТП уже получили в 2018 году право от РЭК Омской области увеличить тарифы до 40 рублей. (К слову, сегодня некоторые частные перевозчики взимают с пассажиров и по 20 рублей, и по 22 и по 25 – и продолжают работать!). Это ни много ни мало, если следовать производственной программе муниципальных перевозчиков примерно в 70 млн пассажиров в 2018 году – 2,8 млрд рублей! И, следовательно, на компенсацию необходим миллиард из городского бюджета. Таких денег в городе нет, в чем открыто призналась мэр Омска Оксана Фадина.

Исполняющий обязанности руководителя департамента транспорта мэрии Омска Вадим Кормилец отметил, что хоть подвижной состав муниципальных предприятий изношен на 90 процентов, о его утилизации речи не идет, иначе городские перевозки сохранить на прежнем уровне не удастся. 

Тем более что, по его мнению, реальная доля «рухляди» очень мала, ее будут списывать постепенно. И уж тем более никто не собирается увольнять водителей и кондукторов ПАТП №2, 4 и 7. Их всех переведут в ПАТП №8, заверил на пресс-конференции Вадим Кормилец, поскольку водителей и кондукторов не хватает.

Конечно, не факт, что единственное оставшееся муниципальное пассажирское предприятие сможет потянуть тот груз, который на него взвалили чиновники. Да и директор профильного департамента так и не назначен – есть лишь исполняющий обязанности, но какой с него пока спрос? Получается, отвечать за чиновничьи эксперименты формально некому.

Как отметил экс-председатель Омского союза перевозчиков Андрей ФЕДОРОВ, в 2014 году, когда начиналась вся эта история с увеличением стоимости проезда с 18 до 22 рублей, муниципальный пассажирский транспорт перевозил 52% пассажиров, а частные перевозчики – 48%. В 2016 году, согласно официальным данным департамента транспорта, частные перевозчики перевозят уже 70% пассажиров, а муниципальный транспорт – всего 30%. В 2017 вряд ли больше. Вот это и есть результат оптимизации маршрутной сети, выполняемой работниками департамента транспорта, результат их неверных управленческих решений и их псевдодеятельности. Откуда только появляются все эти странные идеи?

Муниципальный транспорт в Омске нужен. И пока есть муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи – он должен работать на благо омичей. Но не быть бездонной дырой, в которой исчезают миллиарды! Нет у Омска такой возможности. Да уже и желания. Потому и объединяются ПАТП на базе ПП­8, самого эффективного омского ПАТП. И дай бог, чтобы из этой затеи всё получилось. Другой альтернативы сегодня, похоже, нет!

А может, параллельно решится вопрос и с департаментом транспорта. Ведь чиновники, из желания остаться в своем кресле и прикрыть свою некомпетентность, чего уже только не напридумывали. Да им только на зарплату требуется в год порядка 70 млн рублей.

Евгений ПАВЛОВ.

Согласно данным, представленным на сайтах пассажирских предприятий, за ПАТП №2 закреплено более 200 автобусов, которые обслуживают около 850 человек, за ПП №4 – около 600 человек и 175 автобусов, на ПП-7 – 669 человек и 137 автобусов. На ПП №8 на 1 января 2018 года трудоустроено 640 сотрудников.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех