Красный путь
Красный путь

До северных морей

В Омске открылась художественно-историческая выставка «Иртыш течет на север». Это совместный проект Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Исторического архива Омской области, института водного транспорта (Омск), Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского и Научного центра изучения Арктики (Салехард). В экспозицию вошли произведения изобразительного искусства, археологические и этнографические предметы, архивные документы и многое другое. Выставка посвящена истории освоения Северного морского пути – по Иртышу и Оби в Карское море. Попутно открываются и малоизвестные или забытые факты истории Омской области.

Олени на улицах Омска

– В своем проекте мы показываем, насколько были обширны связи Омска с другими территориями, – говорит один из авторов идеи выставки заведующий отделом художественного проектирования и дизайна МВК им.
И.С. Шемановского, наш недавний земляк Сергей Баранов. – Мы знаем, что до революции Омск управлял Степным краем – это был огромный ареал, простиравшийся на юг. Но в советское время Омск управлял не менее обширной территорией на севере.

Один из экспонатов выставки – карта Омской области 1932 года. Она напоминает о том, что с 1934 по 1944 годы наша область включала в себя Ямало-Ненецкий, Остяко-Вогульский (ныне Ханты-Мансийский) национальные округа и заканчивалась на берегу Карского моря.

Зимой 1937 года в честь двадцатилетия Советской власти был организован большой пробег Салехард – Омск. В областной центр устремились лыжники и оленьи упряжки, управляемые лучшими оленеводами. Предстояло пройти почти три тысячи километров, чтобы рапортовать об успехах севера. Спортсмены вышли 1 января, а оленеводы на месяц позже. Но лыжники добрались до Омска за сорок с лишним дней, упряжкам понадобилось почти два месяца.

Дело в том, что сено и хлеб, на которых оленей перевели с привычного ягеля, подошли не всем особям, начался падеж. С другой стороны, вдруг обнаружилась некая психологическая проблема. Олени, никогда не видевшие лошадей, пугались этих странных животных. Пугались оленей и лошади, а их по пути продвижения становилось все больше. Испуганные лошади переворачивали повозки, калечили всадников. Поэтому было решено двигаться по ночам. И вот лишь 1 апреля 1937 года оленьи упряжки вошли в Омск по железнодорожному мосту. Это были уже не четверки, а, увы, двойки и тройки.

Олени на улицах Омска – сегодня это действительно может показаться первоапрельской шуткой, но все зафиксировано в документальных фотографиях. Чтобы не мучить животных обратной дорогой, оленей распределили в зоопарки страны. А для оленеводов устроили экскурсию по предприятиям города, их сводили в цирк, в театр, покатали на автобусе, трамвае, даже на аэроплане. И буквально всем подарили патефоны и пластинки с записью доклада И.В. Сталина.

Германская подлодка у омских берегов

А 12 августа 1944 года у берегов Омской области разыгралась одна из самых крупных трагедий в истории внутренних советских конвоев Великой Отечественной войны, о чем тоже рассказывает выставка. Неподалеку от острова Белый в Карском море был потоплен транспорт «Марина Раскова» и два тральщика. Их торпедировала немецкая подлодка U­365. Погибло несколько сотен военнослужащих и работников тыла (в их числе уроженец села Ачаир краснофлотец Дмитрий Путинцев). Остальные, в шлюпках и кунгасах с потопленного парохода, пытались спастись. В холодном северном море измученные люди провели около десяти суток. Их искали самолеты, искали суда, но мешал шторм. Наконец, летчики обнаружили одну из шлюпок, потом кунгас, где и живые были, и мертвые. Особую смекалку и героизм проявил летчик Матвей Козлов. На своем гидросамолете «Каталина» ему пришлось садиться прямо на воду, но перегруженный самолет уже не смог взлететь и шел по воде 60 миль. С 2009 года на месте трагедии происходят поисковые операции. Составляются списки участников конвоя. Фотографии некоторых из них (см. на снимке), а также поднятый со дна Карского моря корабельный колокол можно увидеть в экспозиции.

Здесь есть и еще один любопытный экспонат – хантыйская сумка середины ХХ века, в декоре которой использованы пуговицы Kriegsmarine образца 1942 года военно-морского флота Германии. Это подтверждает теорию о том, что у берегов Ямала была база немецких подводных лодок. По сути – на окраине нашей области, которая всегда считалась тыловой. Ну не удивительно ли?

Эльвира КАДЫРОВА.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех