В июне в Государственной думе награждали юных техников и изобретателей. Среди лауреатов региональных этапов из 75 субъектов России, представивших прототипы будущих изделий, – воспитанник Валерия Разумова, руководителя авиамодельной лаборатории Омской областной станции юных техников.
– Ключ на старт! Три, два, один, старт!
Над плотным туманом, накрывшим долину, разносится звучная команда. Самолетик видно даже сквозь сизую мглу – ярко-красный, сверкающий, как молния.
Крошечная железная птичка стремительно взмывает в воздух, и собравшиеся дружно вскидывают головы в небо.
– Молодец, Вовка! – кричат зрители.
Модель замирает в высоте на секунду и вдруг, плавно покачиваясь, начинает медленно планировать вниз.
– Беги, Вовка! – шумит толпа. – Только не лови!
Третьеклассник Вовка молча скачет по мокрому лугу в ожидании, пока его произведение ткнется носом в землю. Иначе потом ищи его среди травяных джунглей, поднимающихся выше головы ракетостроителя. Старшие скромно топчутся в очереди на взлет, отнюдь не взирая на начинающих свысока. Уж они-то, записавшись в кружок еще первоклассниками, знают: даже простейшая модель самолета – дело серьезное, требует аккуратности и вдумчивости. В ней все как в настоящей – корпус, крылья, двигатель. Чтобы конструкция взлетела, надо правильно рассчитать центр веса и давления.
– Зона закрыта! – кричит в туман судья Валерий Разумов. Вся его малолетняя команда – набрал новеньких в прошлом году – тут же бросается под крыло педагога. Когда зона – импровизированный «аэродром» размером три на четыре метра – закрыта, лучше держаться подальше: взлет модели сопровождается маленьким взрывом. Не страшно, но возле Разумова спокойнее.
– Не спокойнее, а теплее, – смеется Валерий Александрович. – Они ж у меня вон какие – по 25 кило. Мерзнут. Но руки у всех золотые!
Таким же мальчишкой, как эти, Разумов утащил из бабушкиного сундука нарядный дамский зонтик с бахромой и, взобравшись на пожарную лестницу старого дома, сиганул вниз. «Парашют» сломался – спицы вывернуло потоком воздуха, а юный воздухоплаватель остался цел и невредим, не считая легких травм от ремня, полученных после полета. Тогда-то родители и определили его в авиамоделизм, которым Разумов заболел на всю жизнь.
В прошлом году заслуженный работник образования Омской области Валерий Александрович Разумов стал стипендиатом Фонда промышленного развития «Город будущего» – за 45 лет работы в детском техническом спорте он вырастил не только двадцать обладателей золотых медалей всероссийского уровня и шестерых мастеров спорта, но и целую плеяду специалистов – от рабочих до конструкторов. Сейчас он – один из ведущих экспертов России в области авиамоделирования. Учит в областном методическом объединении руководителей кружков и творческих объединений. Вместе с ним стипендиатом стал старшеклассник Гена Сальников. Дед, авиаконструктор производственного объединения «Полет», привел его за руку к Валерию Александровичу: «Вот этот человек тебя всему научит». Теперь Гена – рекордсмен России, член сборной страны, вместе с которой будет защищать ее честь на чемпионатах мира. Уже досрочно принят в Московский авиационный институт, осталось только ЕГЭ на будущий год сдать.
– Соревнования, состязания – это ведь для того, чтобы хотелось быстрее, выше, сильнее, – говорит Валерий Александрович. – Но важнее то, что мои ребятишки смогут сделать для будущего. Модели вроде маленькие, игрушечные, как многие поначалу думают. А дело – серьезное.
Мальчишки не только своими руками делают крошечные копии самолетов, но между делом знакомятся с аэро- и термодинамикой, метеорологией. Их железные птицы – точнее, пластиковые или деревянные – летают по-настоящему. И профессионалы из «летчиков» выходят крепкие: любящие профессию, умеющие на слух определить любую неисправность в настоящих самолетах. В рамках V Всероссийской ежегодной конференции «Юные техники и изобретатели» Государственная дума наградила юных техников и изобретателей из 75 субъектов России. Среди них – Никита Шмаль, ученик Разумова, изобретатель «транспорта будущего»: он усовершенствовал носовую часть фюзеляжа радио-управляемой модели планера F-5-B/10 с использованием матрицы. И это уже не детские игры: изобретения мальчишек могут стать основой для работы настоящих самолетов. Выпускники авиамодельной лаборатории Разумова успешно поступают в Московский авиационный институт, омские училище гражданской авиации и авиационный техникум, другие заведения технического профиля.
– Дети хорошие, подход только нужен, – своими ребятами Валерий Александрович гордится. – У меня дверь открыта – бабушки, мамы сидят, слушают, как работаю. А я ж не ругаю мальчишек никогда. Не знаю, как получается. Наверное, просто самому интересно. Бывали у меня такие, что поначалу сядут в уголок, в телефон тыкают, будто я не вижу. А я и не спорю поначалу – пусть втянется, посмотрит, как другим интересно. Дети же – им игра нужна. Главное, чтоб игра была правильная. Авиация, даже комнатная, – дело серьезное, но ведь и тут играть можно. Тут тебе и романтика, и небесные тайны, и физика с математикой. Группы у меня разновозрастные – от 6 до 18 лет, друг у друга учатся. Рассказываю и я, и старшие эстафету перехватывают – про создание моделей, про летчиков и космонавтов, знаменитых авиаконструкторов. И всегда объясняю: мы летчики, а это значит, что должны быть примерами и на земле, и в небе. Опора – не только стране, но и маме, гвозди тоже надо уметь заколачивать: пап-то у нас немного. У мужчин дело должно быть в жизни. Внуков вон своих притащил, чтоб дома в компьютере не сидели. Посмотрели: хотим быть чемпионами. Так чтобы чемпионами стать, милые мои, надо работать и работать. Теперь им по 10 и оба чемпионы – один России, другой – области, в разных модельных классах. Сейчас по правилам на каждой модели надо свои инициалы подписать. Там я объясняю: живые ваши модели, мальчишки, с именем. Они же лучше летать будут, чем безликие! Вы им историю придумайте и имя свое не позорьте. Ну, поначалу халтурят, есть такое. Начинаем строить, намотает абы как: «да мне пойдет». А мне нет. Домой принесет, а там спросят: что ж твой руководитель не научил тебя самому простому? Одна беда – уходить ребятишки не хотят, и я ведь так работал – самые упорные остаются, каникулы – так мы тут дневали и ночевали. А теперь Роспотребнадзор следит – по 2 часа 2 раза в неделю и не больше. Но так ведь и не добиться ничего.
…Когда дочки выросли, Разумов вместе с женой, тоже педагогом, поехали в Дом ребенка: думали взять на воспитание девочку: вроде бы знали, как воспитывать. Но в одной из палат увидели трехлетнего мальчишку, который не мог ходить от слабости… Валерий Александрович не выдержал – заплакал. Юра научился и ходить, и сверлить, от отца не отлипал – вместе с ним почти жил на станции юных техников. Но и маме успевал помогать – шкаф прибить, стиральную машинку починить. Теперь заканчивает торговый колледж, но забегает к отцу в лабораторию – скучает по делу. Кружковцы тоже просятся, и Валерий Александрович не отказывает – потолковать по-мужски большинству его воспитанников больше не с кем.
За свой большой вклад в воспитание детей Валерий Александрович Разумов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I-й степени. Скоро у него юбилей – 70 лет. И хотя уверяет, что постареть с его мальчишками невозможно, родители волнуются: а ну как уйдет на пенсию? С Валерием Александровичем ведь и в поле, и на станции теплее.
Наталья ЯКОВЛЕВА.
г. Омск