За тысячелетия человеческой истории многие личности оставили в ней заметный след. Но только единицы смогли добиться того, чтобы о них знали во всем мире. В одних его частях – почитали, в других – ненавидели, в третьих – и то, и другое. Но знали повсюду. Одним из таких личностей был Карл Маркс – основоположник революционной философии, которая навсегда изменила мир. 5 мая ему могло бы исполниться 200 лет.
Все это я повторяю про себя, сидя в кабинете 145го лицея в Старом Кировске. Шепотом проговариваю текст, просматриваю подготовленную мною презентацию, жду, когда в класс войдут ученики. Вот-вот начнется открытый урок. И вести его буду я. Ребята потихоньку заходят и рассаживаются за партами. Видно, что они нервничают. Еще бы – телекамеры, два депутата в классе, такое не на каждом открытом уроке бывает. Что ж, я нервничаю не меньше. Но показывать этого не собираюсь ни лицеистам, ни своим товарищам. Поэтому еще раз мысленно повторяю свои слова и жду, когда начнется урок.
Вот в класс заходит последний ученик. Пора начинать. К ребятам обращается человек, которого они знают лучше всех организаторов сегодняшнего урока: Наталия Поршнева. Для некоторых ребят она в первую очередь классный руководитель; для других – преподаватель английского… Что их любимая учительница – депутат Омского горсовета от КПРФ, лицеисты, кажется, даже не вспоминают.
– Ребята, – по-учительски, а совсем не по-депутатски обращается к классу Наталия Викторовна, – мы с вами уже говорили про столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня у нас другая круглая дата. Двести лет назад родился Карл Маркс – дедушка Октября. Поэтому сегодня мои товарищи проведут для вас открытый урок.
Дата по-настоящему знаменательная. Но утром я зашел в интернет и не увидел про это ни одной новости. Власти стараются не говорить о Карле Марксе.
Теперь слово за мной. Но, разумеется, никакой лекции я никому читать не собираюсь. Урок я решил построить в другой форме. Пару минут рассказываю ребятам про жизнь Маркса, а потом задаю вопрос. У каждого четыре варианта ответа. Конечно, я не жду, что мои слушатели сразу выберут правильный. Мне важно другое: чтобы лицеисты думали и общались со мной, а не смотрели в одну точку, проклиная меня на чем свет стоит. И они отвечают. Но время от времени повисает неловкое молчание. Ну да, не каждый день на урок приходят два депутата, да еще и с фотографом и съемочной группой. Тут кто угодно заволнуется.
К счастью, положение то и дело спасает девушка, которая сидит сразу за Наталией Викторовной. Еще перед началом урока только у нее хватило смелости ответить мне на вопрос: «А что вы знаете о Марксе?» И, конечно, когда я задаю другие вопросы, ее рука то и дело взмывает вверх. Под конец я ловлю себя на том, что, спрашивая что-то, смотрю прежде всего на нее, а уж потом на других ребят. Они к этому времени оживляются и уже активно обсуждают мои вопросы: девушка будто заразила их своей энергией. Когда я заканчиваю свое выступление, они даже аплодируют мне, причем весьма громко. Но своих вопросов мне почему-то задавать не хотят. Разумеется, за исключением одной из учениц. Девушка с первого ряда с неподдельным интересом спрашивает, что побудило Маркса выступить против системы. И с таким же интересом слушает про положение рабочих в XIX веке, про детский и женский труд, про отсутствие трудового законодательства…
Чуть позже выясняется, что лучшая ученица сегодняшнего урока – одиннадцатиклассница Анна Мальцева. Наталия Викторовна на эту девушку нахвалиться не может. И я прекрасно понимаю почему. Нечасто увидишь, чтобы школьники или лицеисты слушали кого бы то ни было с таким вниманием, как она. И уж точно я очень редко встречал учеников, которые благодарят своих учителей. И тем не менее…
– Спасибо за интересную встречу и не менее увлекательный рассказ, – улыбается она. – Вы молодец, что смогли преподнести все простым и занимательным языком. И особое спасибо за то, что дали нам самим поучаствовать в уроке. Это очень хорошо, когда ученик может вступить с учителем в диалог.
Владимир ЕСЬКИН.