В номерах газеты за 31 мая и 7 июня мы публиковали материалы председателя Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса Александра Лихачева о проблемах ЖКХ под общим названием «У красной черты – отступать некуда». Сегодня читатели узнают – что изменилось за прошедшее время.
Внимательные читатели газеты помнят, что за год хозяйствования бездарного и некомпетентного министра Бирюкова в Минстрое накопилось проблем больше, чем за десять предшествующих лет. Министр ушел, но проблемы остались. За лето губернатором трижды давались поручения ответственным руководителям, и на днях прошло совещание, где В.И. Назаров заслушал доклады о выполнении, приняты важные решения.
1. Платить за тепло – по счетчику, а где его нет – только по факту отопления
До 2011 года в домах со счетчиками за тепло платили по фактическим показаниям этих счетчиков, но впоследствии тепловики потребовали выполнять постановление №307 (которое им было выгодно) и стали считать по 1/12 прошлого года с перерасчетом в январе следующего года.
Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, еще в 2012 году область вообще могла перейти на расчет за отопление по факту продолжительности отопительного сезона и приборам учета, где они установлены, однако представители поставщиков тепла просили этого не делать, так как в этом случае летом они не смогут получать средства на закупку топлива, потому ежегодно продлевался срок действия существующей схемы расчета – с оплатой по 1/12 прошлогоднего начисления и возможным перерасчетом в январе следующего года, что несправедливо и неудобно для потребителей, поскольку, во-первых, жильцы авансируют тепловиков, во-вторых, нет возможности реально проверить правильность перерасчета, так как нужно хранить и иметь под рукой все документы сразу за прошедший год, а в-третьих, при переезде в другой дом или смерти теряется возможность получить перерасчет по итогам года.
В правительство Омской области поступают многочисленные обращения трудящихся как по городу Омску, так и из районов области, суть их одна – зачем тогда мы тратили деньги, устанавливали приборы учета, если расчет все равно идет по 1/12. В частности, В.И. Назаров процитировал обращения из Саргатки и Калачинска. «Как это понимать? Очередной обман людей? Не выполняют Ваши указания», – пишут в коллективном обращении десять председателей советов домов из Саргатки.
Аргумент некоторых руководителей теплоснабжающих организаций о недостатке средств в летний период надуман – они же получат данные средства в отопительный период и могут сразу перечислить за топливо следующего года.
Региональной энергетической комиссии Омской области поручено подготовить проект Указа губернатора Омской области о переходе с 2018 года на расчет по факту показаний прибора учета, а при его отсутствии – по факту отопительного сезона (кто не в теме – при отсутствии счетчика платить по нормативу будут только за время отопительного сезона).
Решение принято, и оно правильное, поскольку при пересчете за год жильцам это выгодно. Однако на практике мне понятно, что пенсионерам и другим семьям с низким уровнем дохода такой расчет не понравится, поскольку в зимний период им просто будет не хватать средств, а за просрочку пойдут пени. Поскольку никогда не видел смысла «загонять» людей в лучшее будущее, я лично остаюсь сторонником схемы, принятой губернатором в 2015–2016 годах, когда на каждом доме решало собрание.
2. Платить за ОДН – без переплат управляющей компании
Как помнят читатели, Федеральный закон от 29.06.2015 г. №176 и постановление Правительства РФ от 26.12.2016 г. №1498 внесли принципиальное изменение в порядок расчетов за жилищные и коммунальные услуги: с 1 января 2017 года плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН) перенесена из коммунальных услуг в жилищные услуги, тем самым в схему оплаты ОДН введен посредник в лице управляющей организации, которая желает получить свою долю за труды.
Основными вопросами при изменении схемы расчетов, вызывающими наибольшее возмущение потребителей, являются требование расчета по счетчику, а не по нормативу (что решено теперь федеральным законом) и взимание управляющими организациями дополнительной платы в размере 80 копеек (66 копеек + 14 копеек за управление) с квадратного метра за организацию расчетов ОДН, что всегда ранее делалось без дополнительной оплаты ресурсоснабжающими организациями, поскольку плата за работу сбытовой организации уже заложена в тарифе (и она не снизилась, так как ресурсники продолжают считать поквартирную плату и не уменьшат абонентскую службу). Людям предлагают оплатить эту работу дважды. Таким образом, при том, что в Омской области 30,5 млн кв. метров жилья в многоквартирных домах, ежемесячно жильцы переплачивают за воздух 24,4 млн руб.
Соответственно, освободить население от дополнительной оплаты возможно только одним путем – сохранить ведение абонентской работы за ресурсоснабжающими организациями, что возможно сделать без нарушения каких-либо правовых норм. Все это прописано в статье 1005 ГК РФ – в форме заключения агентских договоров управляющих организаций, ТСЖ (ТСН) и ЖСК с ресурсоснабжающими организациями на расчет и оплату ОДН без взимания дополнительных средств с жильцов.
Губернатором дано поручение Главному государственно-правовому управлению оказать практическую помощь – провести правовую экспертизу подготовленных Обществом потребителей договоров, чтобы не ущемлялись интересы жильцов, после чего с помощью Государственной жилищной инспекции будет проведена разъяснительная работа с руководителями управляющих организаций по заключению агентских договоров и исключению из тарифа на жилищные услуги излишних сумм за расчет ОДН (речь о 66 копейках).
Для тех, кто не в теме, поясняю попросту. УК заключит договор с энергетиками, чтобы те, как и раньше, до 1 января 2017 года, продолжали считать и выставлять ОДН в своей квитанции. Жильцам не придется переплачивать УК за расчет.
Могут возникнуть два вопроса – зачем это ресурсоснабжающим организациям и согласятся ли УК, ТСЖ, ЖСК. Что касается ресурсников – как указывалось выше, у них растут убытки от недоплаты, во-вторых, они фактически не понесут никаких дополнительных расходов, так как все программы и персонал уже имеются, в-третьих – при отказе у РЭК возникает основание внимательнее посмотреть абонентскую составляющую тарифа. В ТСЖ, ЖСК – все просто: любой посмотрит, и если в тарифе остались эти 66 копеек, и не будет заключен агентский договор – просто выгонят председателя. Сложнее с УК: одни вообще и не брали изначально эти 66 копеек, другие берут, но согласны заключить агентский договор, снизить тариф и не заниматься несвойственными обязанностями, но некоторые привыкли к 66 копейкам – тут понадобится дружеский совет ГЖИ.
3. Разрешить взаимозачет за выполненные работы по капремонту
Суть данного вопроса состоит в том, что в Законе Омской области №1568 «Об организации и проведении капитального ремонта…» в статье 8 взаимозачет за сделанные фактически работы предусмотрен только для домов на «общем котле», а про дома на «спецсчетах», когда это писали, просто упустили.
Откуда появляются такие неучтенные работы и зачем жильцам этот взаимозачет?
Все просто – часто бывает так, что сами жильцы на собрании решили скинуться и, например, отремонтировать кровлю, заменить стояки или забор поставить. Эти работы можно оформить протоколом собрания капитальным ремонтом и получить взаимозачет, только многие об этом не знают.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: если дом на «общем котле», то ты предъявляешь работы комиссии Минстроя и получаешь зачет, а если на спецсчете – зачета не будет просто потому, что нет такой буквы в статье 8 областного закона.
Дошло до смешного: весной мы показываем по телевидению как положительный пример дом на Левобережье, где установили ограждение и видеокамеры, а зачет провести с апреля не имеем возможности, люди обижаются – ведь в Жилищном кодексе прописано, что все жильцы имеют равные права, вне зависимости от способа формирования фонда капремонта – «общий котел» или спецсчет.
Проект изменений в областной закон в части проведения взаимозачетов по проведенным работам на домах со спецсчетами подготовлен, как и регламент взаимозачета (кто, кому, какие документы несет). До 30 сентября Минстрою поручено внести соответствующее представление на подпись губернатору Омской области для направления в Законодательное собрание.
Можно ожидать, что уже до конца текущего года все, кто провел работы и представит документы, получат заслуженный зачет.
4. Обеспечить квитанции для домов со спецсчетами
Квитанции для домов на спецсчетах фонд должен был печатать изначально, но в силу ряда причин этого не делалось. «Красный Путь» писал, что один из руководителей Фонда капремонта был даже уволен именно за невыполнение данного поручения губернатора.
Осенью 2016го в Законе №1568 конкретно прописали обязанность Фонда капремонта готовить документы на оплату для домов со спецсчетами и вести учет этой оплаты (пункт 10.2 статьи 18).
Однако после смены руководителя фонда с июля 2017 года квитанции перестали приходить.
В.И. Назаров обратил внимание на то, что все жильцы должны быть в равных условиях, для людей понимание необходимости платить за капремонт именно своего дома всегда проще, и самое страшное здесь – только за год навели платежную дисциплину на домах со спецсчетами, а теперь перерыв в направлении квитанций вызовет снижение платежей.
Губернатор резюмировал: «Будем все делать строго по Закону: есть протокол – фонд обязан выполнять областной закон, вы будете ежемесячно, бесплатно для жильцов (за счет областного бюджета) получать платежные документы на оплату капремонта, нет протокола – у фонда нет права печатать квитанции».
Так что, кто еще не представил протоколы, если нужно квитанции за сентябрь – поторопитесь. Чтобы правильно поняли читатели: это касается не всех спецсчетов, а только тех, где владелец – Фонд капремонта, так как три сотни домов, не послушавшись наших рекомендаций, оформили спецсчета на управляющих компаниях и на ТСЖ (ЖСК), что материально невыгодно, о чем не раз мы писали, так как в этом случае все обслуживание этих счетов за ваш счет. От 20 до 44 копеек с метра в месяц. Нравится – платите дальше или переоформляйте протокол на фонд.
Единственный принципиальный вопрос, который пока не нашел решения из-за жесткого противодействия Минстроя и фонда, – мы продолжаем считать незаконным перенос сроков капитального ремонта домов на «общем котле» с 20162017 годов на 2018–2019 годы при том, что на счетах фонда без дела болтаются 250 миллионов рублей, принося им нехилый процент.
Александр ЛИХАЧЕВ,
председатель Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса.