Красный путь
Красный путь

Чья земля? Чья свалка?

Мусорная реформа, начавшаяся под фанфары, через три года уперлась в тупик «нестандартных случаев», которых оказывается слишком много. Как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Когда региональный оператор «Магнит» заходил в область, все СМИ вещали о том, что единая финансово мощная организация способна решить многие застарелые проблемы, в том числе справиться с несанкционированными свалками. На деле же «Магнит», как любое коммерческое предприятие, очищать окраины в порядке благотворительности не намерен. Сырым, с дырами, оказалось и законодательство на этот счет. Кроме того, в планировании работы не были учтены многие тонкости. Чиновники просто не подумали.

Незаконные свалки: за чей счёт банкет?

Для того чтобы приблизить проект к реальности, при «Магните» создан общественный совет. Что, по большому счету, очень полезно, так как помогает учитывать те самые тонкости, о которых заранее не подумали. Как раз по инициативе этого общественного совета прошел рейд по незаконным свалкам с участием, кроме представителей «Магнита», специалистов минприроды и окружных администраций Омска.

Перед началом рейда перед журналистами выступил гендиректор регоператора Карен Егинян:

– Сегодняшняя задача – привлечь внимание общественности и законодательной власти региона к незаконным свалкам. Ликвидация свалок – процесс долгий, поэтому главная задача сегодня – чтобы эти свалки не появлялись и не разрастались. Для этого нужно ужесточение наказания недобросовестных граждан и юридических лиц, которые эти свалки образуют.

В СМИ уже появлялась информация о том, что Омск постепенно оказывается в кольце незаконных свалок. Причина – нежелание бизнеса платить «Магниту» по тем тарифам, которые установила РЭК. Две недели назад состоялась пресс-конференция исполнительного директора ООО «Магнит» Дмитрия Третьякова. По его словам, РЭК заложила в тариф доход от юрлиц на 2,7 млрд рублей, а по факту они платят 1,5 млрд. Договоры с регоператором заключило лишь порядка 70% зарегистрированных в области юрлиц.

С другой стороны, отвезти машину мусора на «магнитовский завод» на Ленинской или Кировской свалке обходится примерно в цену, равную покупке такой же машины цемента. Предприниматели плачут и ищут «обходные пути». Один из них – нанять возчика­индивидуала, который выгрузит мусор в ближайшей рощице, а если и попадется, то как частное лицо лишь заплатит штраф в 1,5 тысячи рублей.

Вот по этим незаконным свалкам и прошел рейд.

Наша группа побывала около озера Чередовое в Ленинском округе. Там когда-то была автозаправка. Потом ее закрыли, на ее месте образовалась свалка. Причем мусор – не бытовой, больше всего строительного. Что не удивительно: от ближайших жилых домов до этой помойки достаточно далеко, так что никто не потащит сюда свое помойное ведро, проще в контейнер. По всем признакам, отходы привозили машинами. Чтобы остановить разрастание свалки, администрация округа вбила на въезде на площадку бетонные столбы. Теперь сюда мусор не возят. Но за чей счет проводить уборку?

– Наши специалисты ищут собственников земли, пытаются понять, чья зона ответственности, – рассказывает сотрудник отдела логистики «Магнита» Юрий Бобровник. – Но очень часто вообще не понятно, кто отвечает. На неразграниченных территориях ответственность у окружной администрации, но она же не может приставить полицейского к каждому повороту в кусты…

Еще одна свалка была замечена на задах какой-то шиномонтажки. Чья земля? Насколько тут законно само предприятие по ремонту автомобилей? Причем, что интересно, в обоих случаях кучи мусора находились в непосредственной близости от коммуникаций. Шиномонтажка – под ЛЭП. Рядом со свалкой на бывшей заправке – какая-то труба, похожая на теплоцентраль.

– Чья труба? Мы не знаем. Может, владельца уже нет, трасса ничейная, – пожимает плечами Юрий Бобровник.

Похожую картину увидели наши коллеги, работавшие в Кировском округе. Зафиксировали в числе прочих свалку прямиком на трассе газопровода в Чукреевке на задах «Долины нищих».

Такие участки называются «охранными зонами коммунальных сетей». На них запрещена застройка и многие другие виды деятельности (а уж накопление мусора – тем более). Но зачастую они воспринимаются людьми как «ничейные пустыри». А сами владельцы трасс, похоже, не проявляют никакого интереса к их охране. Это – та тонкость, над которой чиновники, похоже, еще не работали.

Технически у ООО «Магнит» и у муниципального УДХБ есть ресурсы, чтобы убрать незаконные свалки. Но за чей счет будут выполняться работы?

Карен Егинян сказал, что, по его данным, большая часть незаконных свалок находится на так называемых «неразграниченных» землях, за состояние которых несет ответственность муниципалитет. Значит, платить за их уборку будут из бюджета, то есть из нашего с вами кармана. Кто-то будет «экономить», а бюджет – платить?

Вся пригородная зеленая зона, которая, по идее, должна быть местом отдыха, постепенно превращается в одну большую мусорку. Скажем, то же озеро Чередовое в Ленинском округе. С одной стороны – пляж, с другой – помойка. Куда это годится!

И самое главное: как сделать так, чтобы ни у кого не возникало желания везти мусор «под кусточек»? Руководство ООО «Магнит» считает, что законодатели должны найти какие-то правовые механизмы, которые смогут сделать бизнес на вывозке мусора в лесочки слишком опасным занятием, по крайней мере, для кармана возчиков.

 

Что будет
после субботников?

Перед началом рейда удалось задать гендиректору «Магнита» Карену Егиняну вопрос о том, как будет организована вывозка мусора, собранного в ходе субботников.

– Мы все с вами помним прошлый год, когда случился небольшой мусорный коллапс во время проведения субботника, – сказал Карен Егинян. – Потому что ассигнования были доведены уже после проведения субботника. В этом году удалось организовать эту работу до того, как мы начнем проводить общегородской субботник. В Управлении дорожного хозяйства и благоустройства денежные средства на вывоз мусора после субботника предусмотрены. Кроме того, «Магнит» ежегодно предоставляет талоны на бесплатный вывоз на полигоны. Тут вопрос не в том, сколько денег, а в том, как все это организуется. Мусор, который мы видим в мешках вдоль дорог, это мусор с неразграниченных территорий. Люди просто сами собрались, собрали мусор, поставили у дороги и не думают, кто его будет вывозить. А кто вообще о нем знает? Этот мусор убирается только тогда, когда информация о нем появляется в средствах массовой информации.

Уточнение по этому вопросу дала сотрудник департамента контроля Ленинской администрации Анна Кузьменкова:

– Если говорить о частном секторе, то мы постоянно работаем с КТОСами, с квартальными. Еженедельно проводятся совещания. К сожалению, не везде информация проходит. Поэтому хотелось бы через СМИ обратиться к людям: если вы – общественники или просто соседи, которые организовались, чтобы убрать улицу, то самое правильное – согласовать сроки своего субботника с окружной администрацией. У нас есть график вывозки мусора после субботников. Чтобы пакеты с мусором не стояли вдоль дорог, не рвались, не растаскивались собаками, нужно согласовать время их выставления с графиком работы машин УДХБ. Там, где хорошо работают квартальные, таких проблем не возникает.

Представители «Магнита» также просят не заваливать «продукцией» субботников контейнерные площадки, так как из­за наваленного на них мусора машины зачастую не могут подъехать и опорожнить контейнеры.

 

Законодатели
уже задумываются, хотя и о другом

И вот тут возникает правовая коллизия. Сотрудники администрации предлагают собирать мусор в мешки, согласовав время проведения субботников с администрацией округа, чтобы быстро вывезти все машинами УДХБ. Это разумно. Но, как оказывается… почти незаконно.

Наибольшее количество жалоб сегодня депутаты получают от жителей частного сектора. Там раньше была достаточно хорошо работавшая система сбора «мешочного» мусора. Занималось этим УДХБ, люди знали график приезда машин. Теперь же оборудованные контейнерные площадки оказались на большом удалении от многих домов. Норматив «не далее 100 метров от дома пользователя» мало где выдерживается. Иным омичам приходится выносить мусор за добрый километр. Те, кто поленивее, по привычке выставляют мешки к дороге, и в результате то и дело появляются стихийные свалки.

На состоявшемся недавно заседании комитета Законодательного Собрания Омской области по аграрной политике, природным ресурсам и экологии обсуждались ответы из мэрии Омска и из областного минприроды по поводу возможности возврата в частном секторе к системе бесконтейнерного сбора мусора.

В ответе из мэрии значится, что определить места для размещения санплощадок с учетом всех нормативов сложно, а порой и невозможно. Нужно учесть не только требование «не далее 100 метров от дома», но и требование «не ближе 20 метров до жилых строений», а также запрет размещения контейнерных площадок в охранных зонах коммуникаций и требования ГИБДД по поводу «треугольников видимости» на перекрестках. Поэтому в мэрии предлагают на улицах с одно­ и двухэтажной застройкой… вернуться к бесконтейнерному (то есть «мешочному») сбору мусора. Закон это вроде бы разрешает. Однако прописывается, что пакеты для мусора «в том числе» предоставляет региональный оператор.

В ответе из минприроды сказано, что разрешается складировать мусор только в контейнеры или в пакеты, предоставленные региональным оператором. Вместо «в том числе» – «исключительно». «Магнит» же никаких пакетов не предоставляет, так как денег на них у него нет. Поэтом складывать мусор в пакетах на землю нельзя.

Понятно, что «Магниту» выгоднее заниматься только механизированным сбором мусора из контейнеров и не возиться с мешками. Мешки – это дополнительные расходы на грузчиков, а «мусорный» бизнес и так оказался не таким выгодным, как казалось изначально. На том же брифинге по поводу трехлетия старта мусорной реформы исполнительный директор ООО «Магнит» Дмитрий Третьяков сказал:

– На конец 2021 года убыток регоператора составил 2,8 млрд рублей, кредиторская задолженность перед транспортировщиками отходов превышают 4,7 млрд рублей… На старте реформы тариф был 133 рубля. Но затем по политическим причинам нам урезали тариф в два раза, мы потеряли 1,2 млрд рублей валовой выручки. При этом мы несем те же расходы. Сегодня, начисляя 100 рублей, мы несем расходы в 140 рублей.

Конечно, пытаться банкротить регионального оператора никто не будет. К тому же главные расходы предприятия приходятся не на организацию сбора – куда болезненнее вывоз «хвостов» после сор­тировки мусора. Эти «хвосты» составляют более 70% первоначального объема, то есть практически все. Так что об уменьшении тарифов даже речи не идет, а вот с неплательщиками региональный оператор намерен работать очень тщательно. В том числе – обращаясь к законодателям с просьбой помочь найти рычаги воздействия на «слишком умных» коммерсантов, загаживающих пригородные леса.

Но населению куда деваться?

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех