В каждом городе страны сегодня работают десятки магазинов с такими названиями, как «Светофор», «Маяк», «FixPrice», «Красное&Белое», «Доброцен», «Победа», «Ярче», «Низкоцен», «Дарим вкус». И в последнее время их становится больше. Не так давно российская розничная торговая компания X5 Retail Group, управляющая торговыми сетями «Пятерочка» и «Перекресток», начала «плести» еще одну сеть «Чижик». Скоро и «Чижики» появятся во всех городах страны. Эти сети вытесняют магазины, в которых много торговых точек от разных арендаторов. Экономисты их называют дискаунтерами, но буржуи-капиталисты и журналисты уже окрестили такие сети «нищемаркетами».
Главная фишка дискаунтеров – это товары с неизвестными названиями (или вообще без логотипов). Бывает, что упаковки очень похожи на известные покупателю бренды.
Покупатель в таком магазине часто не может понять, что перед ним попросту другой товар. Даже внимательное изучение упаковки не всегда дает результаты, поскольку указан только состав, но не говорится, в какой пропорции присутствуют разные компоненты. Даже транснациональные корпорации выпускают товары под одним и тем же названием с разным содержимым. При этом упаковка может иметь отличия, но речь идет не о новой марке, а о модификации и на упаковке вы найдете слова: pro, «актив», «био», «эксперт», «эконом» и т. д. Это дает возможность заполнить такую упаковку другим продуктом (с куда более низкой себестоимостью).
Доходы всё ниже
Не от хорошей жизни люди ищут дешевые продукты и товары. В интернете всегда можно найти официальные (далекие от реальных) данные Росстата за предыдущие периоды. Напомним: в прошлом году сообщали, что в Омской области реальные доходы с января по сентябрь 2022 года снизились на 3% по сравнению с тем же периодом 2021 года, и омичи тратят почти 87% того, что зарабатывают.
Но накануне недавних выборов губернатора появились новые – более жизнерадостные цифры практически за тот же период: уровень бедности в Омской области в 2022 году стал самым низким за последние 10 лет! Как говорят специалисты, «способ определения бедности – вещь очень творческая, и, регулируя законодательно прожиточный минимум, можно регулировать процент бедных».
Опросы показывают: омичи считают, что заработок и пенсия должны быть не меньше 30–40 тыс. рублей. Сегодня средняя граница бедности в Омской области проходит по отметке 12 451 рубль (худший показатель в Сибири!). Официально ниже нее находятся доходы каждого восьмого жителя региона. А в кошельках 26 тысяч омичей нет и половины этой суммы. Средняя пенсия в области – 18 220 рублей, за 10 лет она выросла вдвое, но только потому, что из-за инфляции правители были вынуждены ее индексировать. Пенсия по России примерно на 1102 рубля больше омской, а среди сибирских регионов она – из самых скромных (как и зарплата – в среднем около 47 тыс. руб.). Средняя пенсия в Омской области составляет всего 40% от средней зарплаты. Как на нее жить? Потому и продолжает трудиться почти каждый шестой пенсионер, несмотря на преклонный возраст.
Неудивительно, что уже значительная часть моих земляков уже вынуждена уйти из «Пятерочек» и «Магнитов» в «Светофоры» и «Маяки». «С такой ситуацией в стране скоро даже и эти магазины будут только для буржуев. Заходишь в «Пятерочку» – чек от 600 до 1000 р., а продукты в «маечку» вмещаются, при этом еды от силы на два дня без шика».
Почему так дёшево?
Большинство ходовых товаров и популярных продуктов стоят везде примерно одинаково, но в «нищемаркетах» есть экстремально низкие ценники. Обычно это некий noname – «без имени» (хоть и принадлежит известному производителю). Такие консервы или колбасы – из дешевых и малосъедобных ингредиентов. Но власти сейчас, наверное, и не думают закручивать гайки и усиливать контроль над фальсифицированными продуктами. Им нужно, чтоб кто-то кормил население дешевой «едой».
Второй вариант. По низкой цене могут продавать вполне нормальные продукты, которые накопились на складах, и производителю нужно их срочно сбыть, поскольку заканчиваются сроки годности. Это лучший вариант из всех – фактически распродажа от производителя. Третий вариант – это имитация бренда. Компания делает специальную партию «для экономных». Упаковка обычная, а состав меняется. Покупатель видит знакомую этикетку и решает купить. Человек надеется, что известный производитель его не отравит. А еще влияет на цену экономия на аренде и удаленность от транспортных узлов.
Выживаем, как можем
Омичи – соседи, знакомые и незнакомые – поделились своим мнением и опытом.
Антонина Петровна, 45 лет: «Даже в «нищемаркетах» можно найти вполне годный товар, если проверять сроки и состав. Когда-то население страны станет более обеспеченным и придет время других форматов».
Иван Степанович, 60 лет: «Я даже «Пятерочку» уже игнорирую. В моем понимании, это тоже нищемаркет, но с поставленным на поток обманом: цифра в чеке слишком часто оказывается выше, чем на ценнике. Упало качество мясных и молочных продуктов. С осени 2021 г. очень сильно уменьшили массу нетто и качество большей части продуктов».
Тамара Васильевна, 58 лет: «Захожу иногда в «Светофор» рядом с работой. Не покупаю никаких «сложносочиненных» колбас, но беру миндаль, арахис в сахаре, яблочное пюре «Фрутоняня» – в два раза дешевле, чем в обычном магазине. Кроме того, часто бывают упаковки кофе «Чибо», нормального качества, есть неплохие конфеты. Все на 30-50% дешевле. Сложные по составу продукты лучше не брать».
Татьяна Юрьевна, 61 год: «Еще работаю, но пользуюсь этими маркетами, хорошо изучив, что там можно брать. В «Светофоре» в день привоза можно купить хорошую свинину по 210 руб. за кг, но вес куска большой. Молочные продукты, колбасы, копчености, консервы, чай, кофе там брать не стоит. Можно – яйца, сахар, муку. Бывают хорошие турецкие шампуни, мыло. Дешевле, чем в других магазинах – контейнеры для инструментов и рукоделия, чашки, ведра, удобрения для сада-огорода. В «Доброцене» еда примерно такого же качества и цены близкие. Хороший мармелад, шоколад, зефир. Крупы дешевле, чем в «Пятерочке», на 5-10 руб. за кг».
Евгения, 37 лет: «В «Светофоре» покупала орехи и рыбные консервы – выкинула. Больше не хожу в этот магазин, это же преднамеренное отравление народа. Позор правительству и власти!»
Марина, 50 лет: «Берем в таких дискаунтерах пластик, текстиль и химию для дома, брали кошачий корм сухой и влажный «Феликс», дезодоранты. Разница в ценах колоссальная. Качество нормальное. Покупали макаронные изделия, крупы. Готовую еду не берем, рискованно».
Наталья, 35 лет: «Покупали для дачи табуретки, тарелки. Также фрукты и овощи, действительно выгодней. Другого ничего из продуктов взять не решились».
Людмила Матвеевна, 64 года: «Ассортимент изучала постепенно, покупая товары на пробу. Товары с нормальным качеством там есть. В «Светофоре» берем крупы «Увелка» – рис и гречку в пакетах для варки, горбушу замороженную. В «Доброцене»: майонез «Наш ЕЖК», кетчуп «Кухмастер», сыр «Белебеевский», колбасу «Черкизово», макароны «Шебекино», консервы «Бондюэль» и «Дядя Ваня»».
Да, учитывая растущие тарифы ЖКХ, налоги, цены на продукты, товары и бензин, каждому, кто не ворует, приходится выбирать, что и где покупать. А изобретенный термин «нищемаркет» все-таки показывает отношение власти к народу? Как по-вашему?
Татьяна ЖУРАВОК.