Ровно аналогичный вопрос мы поясним сегодня, тем более что и сейчас такие нарушения на селе продолжаются повсеместно.
Вот статья 25 Конституции РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Кратко, четко, конкретно. «Никто не имеет права». А вот в МРСК читают, видимо, этот текст по-другому: «Никто, кроме МРСК».
МЫ ВСЕ должны научиться правильно читать законы, если хотим отстаивать свои права. Вот здесь, в статье 25 имеется ссылка – что законом может быть установлен случай, когда можно проникать в жилище против воли его хозяев. Большинство из нас не читает подробно законодательство, но понятно, что это – полиция при совершении преступления или когда в квартире скрывается преступник, прокурор с ордером, МЧС, когда дом горит. Электрики в этот список явно не вписываются. Даже «скорая помощь» не вправе оказать помощь человеку, если он отказывается.
Соответственно, в основном нашем документе – Правилах №354, о которых мы уже писали, на мой взгляд, очень четко и досконально прописан порядок любой проверки счетчиков любого вида с заходом в квартиру, дом, нежилое помещение бизнесменов (это не только электриков касается):
«82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте «б» настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом «б» или «в» настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами».
Ну а теперь вспомните – кому дважды приходило заказное письмо от МРСК о проверке приборов учета любого рода и вида – вряд ли, кто вспомнит. Они просто нагло приходят и говорят, что пришли с проверкой, а наши люди пускают!? Странно мне это, ну мы же граждане великой страны – почему какой-то полуграмотный человек позволяет делать то, что нельзя, но очень хочется! Они и ко мне таким образом позвонили в этом году. Куда я их послал, писать в газете не могу. Совет однозначный – выгонять, пока не пришлют заказное письмо, и ни на каких бумажках не расписываться. Запомните: вы не обязаны расписываться ни на какой бумажке (хоть она будет называться актом или еще как-то умно), пока не придет заказное письмо о согласовании даты осмотра приборов учета (причем первый раз вы вправе отказаться без причин или просто не дать ответа, что равносильно отказу), и только на второй раз обязаны определить время и дату проверки.
НО ЭТО еще не все. В тексте Правил мы не просто так выделили слово «исполнитель». Проверять наши приборы учета вправе не любой дяденька из соседнего двора, хотя бы он и называется МРСК, а только исполнитель, которым, как мы помним (а кто не помнит – найдите предыдущий номер «Красного Пути») является «Петербургская сбытовая компания» и никто другой. Да, между ПСК и МРСК существует договор о том, что ПСК поручило МРСК проводить такие действия в муниципальных районах области, но жительто не обязан этого знать, потому даже после двух заказных писем эти граждане должны приходить на проверку с подлинной (а не ксерокопией) доверенностью от исполнителя – ПСК – и с удостоверением (чтобы сравнить с доверенностью). Доверенностей таких у них на сегодняшний день нет. Два года шляются по квартирам, домам и помещениям сельхозпроизводителей незаконно. А вы их пускаете! Хоть бы один к прокурору сходил или в райком КПРФ с жалобой.
И не забывайте про приведенный нами пункт 83 Правил – ходить они могут никак не чаще одного раза в полгода.
Зачем же они так настойчиво ходят – не для того ли, чтобы помочь нам правильно эксплуатировать электрические сети, приборы учета, прочистить контакты, предупредить о возможных неисправностях? Как бы не так! Ходят, чтобы найти нарушение и насчитать штрафные санкции различного вида.
Наиболее распространенные темы две (не беру воровство – с этим нужно бороться, и тут я всегда буду на стороне поставщиков услуг, но жуликов единицы, и они-то законы знают и найдут повод не пустить проверяющих). Я об обычных бабушках и работягах, которых и ловят на настоящих или не очень мелких нарушениях и раскручивают по полной.
Первая тема – когда прибор учета прекращает быть коммерческим по причине достижения предельного срока эксплуатации, как правило, для большинства приборов это 16 лет. По закону, действительно, за счетчик отвечаем мы с вами, это наша собственность (даже если он в подъезде). Вообще говоря, каждый должен иметь паспорт на прибор или хотя бы списать на бумажку с него дату изготовления. Вот от нее прибавляйте 16 лет. Если он у вас уже переходил – вообще-то, вы уже должны платить по нормативу. МРСК знает – где прописан один человек или пять, и есть еще корова, лошадь и т.п. – там норматив будет большой, поэтому там, где один или ноль зарегистрированных, никто и не будет напоминать, что счетчик просрочен – им это невыгодно. А вот где много можно насчитать – вас поймают и пересчитают по нормативу, причем совершенно законно, потому проверьте срок годности своих приборов.
Вторая тема – пломба. За повреждение пломбы любого вида также предусмотрены жесткие санкции. С одной стороны, это верно – борьба с воровством. С другой стороны, вот стоит подслеповатая бабушка – может ли она увидеть, действительно пломба повреждена (кто не в теме – не сама пломба, а проволочка тонкая, на которой пломба крепится), или это проверяющий сам намеренно или случайно задел и повредил пломбу. Подчеркиваю, чтобы в суд не подали – я ничего не утверждаю именно о проверках МРСК, но много чего знаю от бывших работников электрических предприятий. Потому напишем в общем – такое может быть – случайно, конечно, мы не сомневаемся. И вот акт готов – за полгода по максимальному тарифу, так что проще всего просто не пускать, а если пустили – попросите соседей вместе посмотреть, чего они там будут делать.
Кто уже стал жертвой таких проверок (а там еще несколько тем – когда акт проверки вообще на руки не дают, когда потом в акте вместо пустой строки после подписи жильца откуда-то возникает дополнительный текст и т.п.) – идите к своему депутату или в райком КПРФ, чтобы получить квалифицированную юридическую помощь, самим вам с МРСК не справиться.
НЕКОТОРЫЕ читатели позвонили или написали в редакцию письма с ответами на наши полушуточные, но, по сути, далеко не шутейные вопросы. Публикуем краткие правильные ответы.
1. Действительно, танка и публичного дома у МРСК пока, насколько мы знаем, не было. А вот самолет РЭК нашла, который хотели содержать за наши средства, руководителю, видимо, было зазорно в полете сидеть рядом с нами – простыми потребителями электроэнергии.
2. Прибыли от нашей оплаты уходят в Красноярск, где зарегистрировано МРСК. Губернатор и его бывший первый заместитель Синюгин пытались решить вопрос о том, чтобы наши энергетики платили налоги в Омской области, но, в отличие от ТГК11, эта организация и ее красноярское и московское руководство жестко стоят на своих позициях и продолжают ежегодно уводить деньги из Омской области в виде доли прибыли.
3. По поводу принадлежности депутата Законодательного собрания Омской области С. Моденова к одной из партий мнения читателей разделились: одни написали «Единая Россия», другие подчеркнули «Партия жуликов и воров». Кто прав – читатели решат сами.
4. Не все правильно ответили на последний вопрос – кто в недалеком прошлом пытался продать муниципальное предприятие «Омскэлектро»? Это не Полежаев и не Медведев (напомним, такие варианты присутствовали). Несомненно, это бывший мэр Виктор Шрейдер, который сначала привлек к руководству предприятием никому не известного работника из Барнаула, а затем внес в горсовет предложение о продаже активов. Однако коммунисты и большинство других порядочных депутатов воспротивились, и мэрии не удалось набрать необходимого количества голосов. Предприятие и сегодня является муниципальной собственностью, а барнаульский назначенец вскоре после провала операции «Ы» уехал обратно на Алтай (где, кстати, муниципальные сети продали незадолго до попытки сделать это и у нас).
Александр ЛИХАЧЕВ,
председатель Омского областного общества
потребителей в сфере ЖКК.
P.S. Некоторые из нас и не подозревают, что МРСК им должна деньги, или не знают, как их вернуть. Но об этом – в следующей статье.