Красный путь
Красный путь

Бюджет разваливается. Что делать?

Ситуация с исполнением бюджета за первые три месяца этого года, мягко говоря, настораживает.

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе – марте составил около 3,5 триллиона рублей, что в 2 раза ниже аналогичных показателей прошлого года. Нефтегазовые доходы – в районе полутора триллионов рублей, это в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Ненефтегазовые доходы составили немногим более 2 триллионов рублей, это тоже в 2 раза меньше, если смотреть год к году.

Тяжелая ситуация с доходами складывается в регионах. Консолидированной информации пока нет, но от наших коллег из региональных парламентов мы знаем, что за первые три месяца обвал по доходам составил 50 и более процентов в зависимости от региона.

Предположительно, именно поэтому появилась информация о том, что могут возникнуть проблемы с выплатами зарплат бюджетникам. Мы считаем недопустимыми любые задержки и совершенно неудовлетворительным объяснение, которое по этой проблеме выдал минфин. Оно построено по принципу: все хорошо, регионы справятся, деньги у них есть. Министерство финансов должно дать развернутое пояснение по этой ситуации и четкие гарантии, что никаких задержек зарплат работникам бюджетной сферы на всех уровнях – от федерального до поселенческого – не будет.

Справедливости ради нужно упомянуть, что на днях министр финансов Антон Силуанов заявил: ожидается дополнительное поступление еще 2,5 триллиона рублей налога на прибыль. Хорошие новости, но эти деньги не покроют дефицит, он все равно останется на уровне полутора триллионов рублей.

Да, мы слышим пояснения от минфина и от председателя правительства о том, что рост расходов носит в некоторой степени искусственный характер, потому что правительство сейчас опережающим порядком заключает контракты и авансирует строительство крупных объектов. Однако если мы посмотрим расходы по национальным проектам, то они не превышают 14% от общего объема. Причем по таким емким проектам, как «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные и качественные дороги», исполнение ниже 10%. Что тогда финансирует правительство, если по приоритетным нацпроектам нет никакого опережения?!

У правительства есть рычаг в виде Фонда национального благосостояния, который на 1 февраля составлял 11 триллионов рублей и должен позволить пережить этот год даже при неблагоприятном сценарии. Однако есть серьезные сомнения насчет того, что разложенный по активам, инфраструктурным проектам, валютам фонд в итоге сохранит свою ликвидность и даст необходимый объем средств бюджету.

Отдельно отметим, что годовая инфляция все еще находится на уровне 10%, хотя в бюджете как целевой ориентир были заложены 5%. В этой ситуации возникает вопрос: что дальше? Как мы будем развиваться в последующие годы, на какие ресурсы?

Более того, мы пока не можем даже рассчитывать на то, что прогнозы, заложенные в основание бюджета, вообще исполнятся. Мы все прекрасно помним обсуждение бюджета на 2023 год. Уже тогда мы предупреждали, что многие позиции в прогнозе выглядят нереалистичными. И вот мы видим данные, что за 2022 год российские предприятия заработали почти на 13% меньше прибыли, чем в 2021 году. Это с огромными ценами на нефть, газ, удобрения, которые давали серьезный бонус к прибыли. Ждать, что в 2023 году прибыль вдруг вырастет, как минимум странно. Также мы говорили об угрозе падения нефтегазовых доходов, и это происходит.

Мы все очень надеемся, что статистика первых трех месяцев – это временное явление. Мы очень хотим верить в обнадеживающий план правительства на 2023 год, в то, что дальше ситуация выровняется. Но мы предлагаем жить по принципу: надейся на лучшее, но готовься к худшему.

Для начала мы предлагаем полностью пересмотреть приоритеты в налоговой политике. Есть очень понятный источник средств в тяжелые для экономики и народа времена – это доходы, которые достаются легче всего. Мы видим четыре таких источника: экспорт ресурсов, сфера богатства, роскошь и новая таможенная политика.

Экспорт ресурсов. Он должен облагаться повышенными налогами, это очевидно. Текущий уровень не соответствует интересам государства и должен быть увеличен. Необходимо также рассмотреть вопрос о национализации некоторых отраслей. Это нормальный процесс, через который многие ресурсодобывающие страны прошли в момент роста национального самосознания и формирования собственной суверенной экономической политики.

Налоги на сверхбогатство. Это в том числе прогрессивная шкала НДФЛ и выравнивание до плоской шкалы взносов в социальные внебюджетные фонды. Простой пример. Может кто­то объяснить, как так получается, что при общем падении прибыли предприятий в 2022 году состояние, например, производителей удобрений выросло на миллиарды долларов? Разве это нормально?! Прогрессивная шкала позволит принести минимум 1 триллион дополнительных доходов бюджету без какой­либо серьезной опасности для будущих доходов.

Следующий источник – дополнительные налоги на роскошь. Мы неоднократно видели, как сверхпотребление провоцирует возмущение в обществе. Пока государство крайне слабо с этим работает, несмотря на то что это имеет важное социальное значение. Когда вся страна вынуждена затягивать пояса, затянуть пояса должны и те, кто привык к роскоши и сверхпотреблению. Это просто необходимо.

Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагали и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенной и налоговой политики. Недавно минфин пытался обосновать то, что мы не выходим из Всемирной торговой организации, некими положительными эффектами, которые мы получаем от этого членства. Жаль, что вся остальная страна этих эффектов не ощущает. Зато отрицательные мы видим очень хорошо.

Из­за членства в ВТО мы не можем по своему усмотрению вводить и менять таможенные пошлины, чтобы управлять собственной внешней торговлей и внутренним рынком. О каком суверенитете может идти речь, если наша таможенная политика до сих пор зависит от международных институтов? При этом, чтобы вписаться в требования ВТО, мы должны придумывать такие странные конструкции, как демпферный механизм, по которому государство возвращает нефтепереработчикам деньги, чтобы сдержать цены на бензин.

Мы слышали здесь ответ председателя правительства Михаила Мишустина о том, что многие правила ВТО по факту не выполняются. Но раз так, то какой смысл состоять в этой организации и выполнять хоть какие­то из оставшихся требований? Хватит уже играть в эти навязанные нам в 1990­е годы игры с транснациональными корпорациями.

Наконец, в целом в бюджетной политике мы настаивали и продолжим настаивать: изымать деньги у экспортеров нефти и газа, чтобы отдавать их банкам, а не вкладывать в экономику, – такая политика вызывает массу вопросов, особенно в текущих условиях.

Все эти предложения появились у нашей партии не сегодня и не в прошлом году, это результат многолетнего анализа, проводимого экономистами из КПРФ, докторами наук, профессорами, экспертами. В нашей партии есть десятки уже готовых предложений по повышению налоговой отдачи от отраслей без излишней нагрузки на граждан.

Мы должны начинать это делать как можно скорее, так как, судя по началу года, ситуация с доходами бюджета может измениться в худшую сторону в любой момент и времени на споры просто может не остаться.

Михаил ЩАПОВ.

(Из выступления депутата
от КПРФ в Госдуме).

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех