Глядя на персонажей самодеятельного художника Натальи Александрович, просто диву даёшься, какие возможности для творчества открывает обычная писчая бумага.
Куклы, которые создает мастер, вызывают восхищение и радостный отклик у всех омичей – детей и взрослых, которые уже побывали в Омском цирке на выставке, посвященной 100летию российского цирка. Идея сделать такую выставку родилась у директора Елены Филипповны Агафоновой, и родилась неспроста.
Как оживить куклу
На ставку уборщицы в цирк Наталья устроилась по воле случая – семья, желая улучшить условия проживания, попала в ряды обманутых дольщиков, нужна была любая работа.
– Вообще-то я окончила химико-механический техникум, 13 лет отработала аппаратчиком во вредных условиях на предприятии «Омсктехуглерод», – рассказывает моя собеседница. – Когда в нашей семье родилась дочь, а затем и сын, они стали моей главной радостью и заботой. Считаю, что это самое важное предназначение женщины. Время было переломное, сложное, а мне хотелось, чтоб мои дети чем-нибудь добрым и полезным занимались. Вот и вспомнила свое увлечение: еще в школе неплохо получалось срисовывать, неизменно в редколлегии школьной газеты участвовала. И придумала совместное занятие – делать тарелочки, яблочки, зверушек из папье-маше, как нас еще в школе учили: кусочки бумаги, клейстер и фантазия.
Увидев у подруги книгу «Театр Сергея Образцова», Наталья просто «заболела» мечтой сделать кукол, подобных «актерам» из «Необыкновенного концерта». Книгу подруга ей подарила, и Александрович методом проб и ошибок начала осуществлять задуманное. Когда же стали доступны по цене компьютеры и в нашу жизнь вошел интернет, она порадовалась, что многое делала правильно.
– С помощью интернета продвинулась дальше, – поясняет Наталья. – Начала использовать скульптурный пластилин для лепки основы. Работать с ним трудно, пока разомнешь – руки устают, болят. После того как базовые слои бумаги просохнут, их разрежешь, извлечешь пластилин, склеишь по швам, начинается самое ответственное – рождение персонажа. В этом довольно длительном процессе трудно не растерять задумку. К сожалению, я не училась рисованию и не могу точно зафиксировать на бумаге портреты своих будущих героев. Но фантазировать и добавлять все новые характерные черточки – это мое! Живу, работаю, делаю все по дому, а в голове все прокручиваю: что убавить, а что добавить, как оживить куклу, какое придать ей движение, выражение лица, взгляд. И так до последней бусинки на костюме.
Рассказывая, моя собеседница все больше открывалась, делясь своими творческими секретами, и тут же мы переходили по выставке от одной куклы к другой. Они все даже по размерам разные: такие, что одной рукой удержать, и такие, что в рост ребенка лет восьми. Вот джигит обуздал непокорную цирковую серую в яблоках лошадь, факир распиливает ножовочкой ассистентку, укротитель бесстрашно засунул свою голову в пасть зубастого льва, жонглер, дрессировщик слонов... Есть персонажи, в изображении которых главное движение, смелость, озорство, а есть и загадочно-мечтательные, такие как клоун-скрипач.
Два образа – два времени
До цирка мало кто знал об увлечении Натальи. Дарила придуманных кукол подругам, знакомым, другие дома прижились. На новом месте работы проявила себя как человек старательный, исполнительный, покладистый и тихий. Но как-то ломал технический персонал голову, чем порадовать на день рождения директора, и Наталья решила проявить инициативу – сказала, что сделает подарок от коллектива своими руками. Директор Елена Филипповна Агафонова, личность творческая и в искусстве понимающая, не могла скрыть своего восхищения, получив в подарок белого Арлекина. И Наталье пришлось «выйти из подполья». Постепенно в кабинетах стали прописываться ее яркие и такие необычные работы.
– А всё цирк тому виной, – улыбается Наталья, – в этой среде невозможно остаться в стороне. Цирк – это особый мир, где хорошо всем: и взрослым, и детям. Тут зритель то окунется в мир волшебства, то замирает, восхищаясь безграничными возможностями человеческого тела, чудесами отваги и ловкости. Работаю теперь костюмером, сейчас шью новые костюмы билетерам, и мне приятно, что в том празднике, который видит зритель, есть частица моего труда.
Этот год для цирковых стал особенным – отмечается 100летие российского цирка. Напомним: 26 августа 1919 года В.И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», по которому цирки России стали государственными. В Омске через два с небольшим года после освобождения от колчаковцев, в 1922 году, вместо частных дореволюционных цирков также появился советский цирк – у Казачьего рынка (на этом месте сегодня стоит здание Управления федеральной налоговой службы).
– Юбилей – отличный повод для выставки такого необычного талантливого самодеятельного художника – Натальи Александрович, – говорит заместитель директора Егор Иванович Стефанкив. – Работ уже накопилось немало, и хотелось, чтоб ее творчество стало доступно широкому зрителю. Чтобы объединить всех персонажей Натальи в единый проект, директор предложила ей создать композицию, посвященную дате. И она справилась с этой задачей так, что удивила не только ярким исполнением, но и смыслом, воплощенной в скульптуре идеей.
– Мне всегда с трудом даются портретные куклы, где нельзя развернуться фантазии. А тут – такая творческая задача! – поясняет Наталья. – В композиции две куклы, олицетворяющие прошлое и будущее российского цирка: белый Пьеро из эпохи Вертинского и рыжий озорной клоун (на снимке). Прототипом юного клоуна стал подшефный Омского цирка – Кирилл Закомолдин, мальчик из детдома №4, где по инициативе нашего директора организована цирковая студия.
На традиционный вопрос художнику о планах и мечтах Наталья ответила так:
– С одной стороны, привлекают сказочные герои. По соседству с цирком – театр «Арлекин», и мне хотелось бы попробовать сделать кукол, подобных тем, что «играют» на сцене. С другой стороны, хочется создать серьезного содержательного героя. Но, к сожалению, не хватает базового художественного образования. Понимаю, что учиться никогда не поздно, но пока далеко не загадываю.
Расставаясь с художницей, я подумала: скромничает Наталья – и учится она, не останавливаясь на достигнутом, и наверняка уже новых персонажей обдумывает.
Татьяна ЖУРАВОК.
Фото из архива
Н. Александрович.