Красный путь
Красный путь

Бумага, цирк и... вдохновение

Глядя на персонажей самодеятельного художника Натальи Александрович, просто диву даёшься, какие возможности для творчества открывает обычная писчая бумага.

Куклы, которые создает мастер, вызывают восхищение и радостный отклик у всех омичей – детей и взрослых, которые уже побывали в Омском цирке на выставке, посвященной 100­летию российского цирка. Идея сделать такую выставку родилась у директора Елены Филипповны Агафоновой, и родилась неспроста.

Как оживить куклу

На ставку уборщицы в цирк Наталья устроилась по воле случая – семья, желая улучшить условия проживания, попала в ряды обманутых дольщиков, нужна была любая работа.

– Вообще-то я окончила химико-механический техникум, 13 лет отработала аппаратчиком во вредных условиях на предприятии «Омсктехуглерод», – рассказывает моя собеседница. – Когда в нашей семье родилась дочь, а затем и сын, они стали моей главной радостью и заботой. Считаю, что это самое важное предназначение женщины. Время было переломное, сложное, а мне хотелось, чтоб мои дети чем-нибудь добрым и полезным занимались. Вот и вспомнила свое увлечение: еще в школе неплохо получалось срисовывать, неизменно в редколлегии школьной газеты участвовала. И придумала совместное занятие – делать тарелочки, яблочки, зверушек из папье-маше, как нас еще в школе учили: кусочки бумаги, клейстер и фантазия.

Увидев у подруги книгу «Театр Сергея Образцова», Наталья просто «заболела» мечтой сделать кукол, подобных «актерам» из «Необыкновенного концерта». Книгу подруга ей подарила, и Александрович методом проб и ошибок начала осуществлять задуманное. Когда же стали доступны по цене компьютеры и в нашу жизнь вошел интернет, она порадовалась, что многое делала правильно.

– С помощью интернета продвинулась дальше, – поясняет Наталья. – Начала использовать скульптурный пластилин для лепки основы. Работать с ним трудно, пока разомнешь – руки устают, болят. После того как базовые слои бумаги просохнут, их разрежешь, извлечешь пластилин, склеишь по швам, начинается самое ответственное – рождение персонажа. В этом довольно длительном процессе трудно не растерять задумку. К сожалению, я не училась рисованию и не могу точно зафиксировать на бумаге портреты своих будущих героев. Но фантазировать и добавлять все новые характерные черточки – это мое! Живу, работаю, делаю все по дому, а в голове все прокручиваю: что убавить, а что добавить, как оживить куклу, какое придать ей движение, выражение лица, взгляд. И так до последней бусинки на костюме.

Рассказывая, моя собеседница все больше открывалась, делясь своими творческими секретами, и тут же мы переходили по выставке от одной куклы к другой. Они все даже по размерам разные: такие, что одной рукой удержать, и такие, что в рост ребенка лет восьми. Вот джигит обуздал непокорную цирковую серую в яблоках лошадь, факир распиливает ножовочкой ассистентку, укротитель бесстрашно засунул свою голову в пасть зубастого льва, жонглер, дрессировщик слонов... Есть персонажи, в изображении которых главное движение, смелость, озорство, а есть и загадочно-мечтательные, такие как клоун-скрипач.

Два образа – два времени

До цирка мало кто знал об увлечении Натальи. Дарила придуманных кукол подругам, знакомым, другие дома прижились. На новом месте работы проявила себя как человек старательный, исполнительный, покладистый и тихий. Но как-то ломал технический персонал голову, чем порадовать на день рождения директора, и Наталья решила проявить инициативу – сказала, что сделает подарок от коллектива своими руками. Директор Елена Филипповна Агафонова, личность творческая и в искусстве понимающая, не могла скрыть своего восхищения, получив в подарок белого Арлекина. И Наталье пришлось «выйти из подполья». Постепенно в кабинетах стали прописываться ее яркие и такие необычные работы.

– А всё цирк тому виной, – улыбается Наталья, – в этой среде невозможно остаться в стороне. Цирк – это особый мир, где хорошо всем: и взрослым, и детям. Тут зритель то окунется в мир волшебства, то замирает, восхищаясь безграничными возможностями человеческого тела, чудесами отваги и ловкости. Работаю теперь костюмером, сейчас шью новые костюмы билетерам, и мне приятно, что в том празднике, который видит зритель, есть частица моего труда.

Этот год для цирковых стал особенным – отмечается 100­летие российского цирка. Напомним: 26 августа 1919 года В.И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», по которому цирки России стали государственными. В Омске через два с небольшим года после освобождения от колчаковцев, в 1922 году, вместо частных дореволюционных цирков также появился советский цирк – у Казачьего рынка (на этом месте сегодня стоит здание Управления федеральной налоговой службы).

– Юбилей – отличный повод для выставки такого необычного талантливого самодеятельного художника – Натальи Александрович, – говорит заместитель директора Егор Иванович Стефанкив. – Работ уже накопилось немало, и хотелось, чтоб ее творчество стало доступно широкому зрителю. Чтобы объединить всех персонажей Натальи в единый проект, директор предложила ей создать композицию, посвященную дате. И она справилась с этой задачей так, что удивила не только ярким исполнением, но и смыслом, воплощенной в скульптуре идеей.

– Мне всегда с трудом даются портретные куклы, где нельзя развернуться фантазии. А тут – такая творческая задача! – поясняет Наталья. – В композиции две куклы, олицетворяющие прошлое и будущее российского цирка: белый Пьеро из эпохи Вертинского и рыжий озорной клоун (на снимке). Прототипом юного клоуна стал подшефный Омского цирка – Кирилл Закомолдин, мальчик из детдома №4, где по инициативе нашего директора организована цирковая студия.

На традиционный вопрос художнику о планах и мечтах Наталья ответила так:

– С одной стороны, привлекают сказочные герои. По соседству с цирком – театр «Арлекин», и мне хотелось бы попробовать сделать кукол, подобных тем, что «играют» на сцене. С другой стороны, хочется создать серьезного содержательного героя. Но, к сожалению, не хватает базового художественного образования. Понимаю, что учиться никогда не поздно, но пока далеко не загадываю.

Расставаясь с художницей, я подумала: скромничает Наталья – и учится она, не останавливаясь на достигнутом, и наверняка уже новых персонажей обдумывает.

Татьяна ЖУРАВОК.

Фото из архива
Н. Александрович.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В КИОСКАХ «РОСПЕЧАТИ». Обратитесь к киоскерше. Удобство заключается в том, что читатель в этом случае сможет забрать свежий номер «КП» в любое время в близрасположенном киоске, и такая подписка обойдется дешевле;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех