Красный путь
Красный путь

Будем рушить глухие стены

Владимир Виниченко – депутат Черлакского районного Совета и первый секретарь местного отделения КПРФ. Он не понаслышке знает о сельских проблемах. Далеко не все удается решить сразу, но зачастую даже публичный разговор о ситуации может ее изменить.

Про «именные» маршруты

Итак, история первая. Как-то в дороге Владимир Виниченко разговорился с водителем автобуса, на котором возвращался в райцентр. Началось все с вопроса о том, почему людей из деревни возит такая «убитая» машина. «ПАЗик» проржавел во многих местах, дребезжит, чихает, время от времени глохнет. Водитель пожал плечами:

– А на внутрирайонные маршруты других не дают. Это на «именных» машины получше…

Необычное деление маршрутов заинтересовало депутата. В результате разговора сложилась довольно неприглядная картина «дикого капитализма».

Не так давно предприятие «Черлакавтотранс» было акционировано и стало из муниципального частным ООО. Руководителем как был, так и остался Олег Баев. А порядки стали только хуже.

Большинство водителей получает 12–15 тысяч в месяц. При этом расчет заработной платы сделан очень хитро. Оплата повременная, но считается, что автобусы ездят со скоростью 60 километров в час. То есть проехал 60 километров в соответствии с маршрутной картой – получай за час работы. Однако по внутрирайонным дорогам ехать со скоростью 60 километров в час просто невозможно. В хорошую погоду водители предпочитают грунтовки: на них хоть не так трясет. То есть отклоняются от маршрута. В дождь приходится ехать по гравию и остаткам асфальта, поэтому на многих участках нужно снижать скорость до 15–20 километров в час. Каждый рейс по времени растягивается вдвое, но оплачивается, как если бы машина ехала с «нормативной» скоростью. Водителям поставили «потолок» оплаты – 130 часов в месяц. А сколько человек реально провел за баранкой, никого не интересует.

Недавно вообще уменьшили расценки, но люди возмутились – и их подняли до прежнего уровня.

Штрафуют водителей буквально за все. Засел в луже так, что пришлось вызывать тягач, – плати за топливо для него, причем вдвое-трое по сравнению с реально израсходованным. При этом обслуживанием автобуса водители занимаются практически сами. Никакого предрейсового техосмотра. Запчастей не допросишься. Дескать, экономия. Еще тревожнее ситуация с «новыми технологиями». Аппаратура ГЛОНАС на машинах стоит, отследить перемещение автобусов можно. А вот «тревожная кнопка», которая делает эту аппаратуру полезной и для водителя, не работает. И то правда: вдруг придется кому-то из водителей помогать! При этом на имеющихся ремонтных площадях выполняются коммерческие заказы…

Одновременно на предприятии есть несколько «любимчиков», которые ездят по «именным» маршрутам – в Омск и в те села, куда получше дорога. Этим удается заработать в месяц до 25–30 тысяч. Именно из-за этого деления коллектива людям никак не удается сорганизоваться, чтобы попытаться отстоять свои права.

Еще меньше зарплата у кондукторов. Причем они не оформлены официально. Получают 2–5 тысяч в месяц. Точнее, кто-то на предприятии оформлен кондукторами, но вот какие функции выполняет – неизвестно.

В общем, и из техники, и из людей «выжимается» все, что можно и чего нельзя.

При этом руководитель предприятия Олег Баев регулярно бывает на заседаниях районного Совета, жалуется депутатам на проблемы и даже получает из бюджета компенсацию за убытки из-за пассажиров-льготников. Наверняка в эти «убытки» включены и амортизация, и затраты на ремонт.

Водитель, с которым разговорился депутат, собирается увольняться. Наверное, поэтому стал словоохотливым. А вот кондуктор, которая сначала тоже присоединилась к разговору, через какое-то время сообразила, что ее слова могут стать известны и начальству. И сразу же начала отнекиваться: «Только фамилии не называйте, меня же уволят, где я работу найду?»

– Пока люди будут цепляться за 5 тысяч в месяц за каторжную, по большому счету, работу, к ним так и будут относиться, – считает Владимир Виниченко. – У районного Совета меньше прав в плане проверки финансов ООО по сравнению с муниципальным предприятием. Но, похоже, став частным, оно продолжает разваливаться, а это риск оставить без транспорта многие села. Значит, нужно поднимать вопрос на Совете.

 

Про подготовку к зиме

Еще одна жалоба – из села
Южно-Подольское. Собеседница Владимира Виниченко тоже не решилась назвать свою фамилию. Родственники работают в коммунхозе, она боится, что за то, что она общается с депутатом, они могут попасть в «черный список». Это страшно. Другой-то работы в деревне практически нет, а ее родственников и увольнять не придется – они и так работают «на птичьих правах».

Коммунхоз поступает хитро: принимает кочегаров и зольщиков по договору, с октября по апрель. А закончился отопительный сезон – добро пожаловать на биржу труда, пусть государство вам платит. Стаж у людей прерывается, выплаты в социальные фонды не идут – а что делать? Они готовы работать на любых условиях, получать хоть какую-то копейку.

Остается в каждом селе в штате лишь несколько человек, которые физически не могут провести полноценную подготовку к зиме. Да и они все лето сидят без работы, так как нет ни материалов, ни оборудования для ремонта:

– Трассы изношенные, порыв на порыве. Зимой Николаевка чуть не замерзла. Да и когда отопление есть, температура далека от понятия «тепло», – рассказывает жительница Южно-Подольского. – При этом за отопление квартиры площадью меньше 40 квадратных метров приходится платить четыре тысячи в месяц.

Сейчас на дворе уже середина августа, но к ремонту котельной и подготовке к зиме в селе еще не приступали. Оба котла «бегут», трасса порвана в нескольких местах, задвижек нет… Был в котельной сварочный аппарат – да и тот забрали в райцентр. Говорят, что материалы для ремонта вроде как уже закуплены и ремонт вот-вот должен начаться. Только почему – в конце августа?

– Ход подготовки котельных к зиме вызывает у людей очень большую обеспокоенность, – комментирует это обращение Владимир Виниченко. – Я и в прошлом году, и сейчас настаивал на том, чтобы депутаты контролировали эти работы. В прошлом году удалось добиться серьезных подвижек в вопросе водоснабжения. То, что можно было сделать с имеющимися минимальными средствами, сделали. Но этого мало. Поэтому люди и беспокоятся.

 

О воде

Впрочем, далеко не все жители сел боятся говорить открыто. Геннадий Петрович Булдаков и его супруга Елена Максимовна – распространители «Красного Пути». Помогают и с разноской агитационных материалов. Но важно еще и то, что Геннадий Петрович до пенсии работал в коммунхозе, занимался как раз водоснабжением. К его мнению Владимир Виниченко прислушивается. Геннадий Петрович считает, что падение качества воды в Черлаке в последние годы – следствие неумных попыток экономить:

– Водопроводная система была построена в 1956 году. Естественно, трубы изношенные. К тому же давно не делали промывку. Нет фильтров. Есть емкость, в которой вода хлорируется, но этого мало. Башни не работают. Из-за этого, из-за того, что система заполняется не равномерно из башни, а под давлением насосами, учащаются порывы. А каждый порыв – это дополнительная грязь в систему… Летом порывы постоянны, постоянны аварии, постоянно отключают воду. По нормативу, порыв должен быть устранен в течение четырех часов, но эти сроки не соблюдаются. Нужны отстойники, причем не менее трех, расположенных последовательно, нужно восстановить башни...

– Жители Черлака возмущаются, – говорит Владимир Виниченко. – Тарифы на воду постоянно растут, а ее качество в последние годы неуклонно снижалось. Недавно узнали: таможня заказала анализ воды, поставляемой из черлакской водопроводной сети, и добилась признания ее технической. Соответственно, стала платить за воду меньше. А люди по-прежнему платят как за питьевую…

Еще одна общественница, оказывающая серьезную помощь депутату от КПРФ, – Зинаида Ивановна Гриднева. Именно она инициировала сбор подписей по поводу качества воды в Черлаке, она поднимала вопрос в районном Совете. Она считает, что после обращения к депутатам вода (по личным ощущениям) стала несколько чище. Однако ее возмущает то, что достаточно часты отключения воды, причем о них никогда не предупреждают заранее.

– Недавно пришел ответ на наше обращение в Роспотребнадзор по поводу качества воды, – рассказывает Зинаида Ивановна. – Естественно, письмо «спустили» в районную администрацию, но среди получателей ответа – и начальник территориального отдела Росприроднадзора. Это означает, что решение «водяных» проблем будет контролироваться и этой организацией.

– Мы на Совете еще не раз вернемся к вопросу подготовки водопроводов к зиме. Я сейчас постараюсь посмотреть, что сделали в отдаленных селах, насколько изменилась ситуация по сравнению с прошлым годом, – обещает депутат райсовета Владимир Виниченко.

 

Не попадают в программу?

Еще одна история – из тех, по поводу которых сложно что-то обещать. Дом Валентины Звозниковой стоит на окраине села Большой Атмас. Точнее, этот дом принадлежит ее брату, а строился давным-давно, когда только начиналось освоение этих территорий. Дом саманный, считался хозяевами времянкой. Так и получилось: брат переехал в более современное жилье. Но потом произошел развал Советского Союза, и Валентина с сыном была вынуждена переехать из Киргизии поближе к родне. Брат разрешил жить в своем старом доме, поэтому она никогда ничего у государства не просила. Другие переселенцы, особенно в городе, сумели за это время получить более или менее приличное жилье, а Валентина ни на кого, кроме родственников, не надеялась. 

Ну а потом – история, общая для многих. Валентина сначала работала в акционировавшемся совхозе. Платили копейки. Потом тот обанкротился, денег совсем не стало. Сын вырос, перебрался к дядьке. Валентина стала пенсионеркой. А старый дом постепенно начал рассыпаться. Сделать что-то с саманным строением невозможно. Или нужно возводить новый дом, или просто бросать и его, и участок.

– Зимой холодно, стены буквально крошатся, балки просели и проломились, – жалуется Валентина Звозникова. – Пока могла – подмазывала, ремонтировала, но сейчас это делать уже бесполезно.

Немолодая женщина осталась практически на улице. Дом по всем параметрам аварийный, но, как оказалось, такие одноквартирные дома не попадают в программу расселения аварийного жилья.

– Я оформил письмо к главе муниципального района, – говорит депутат. – Хотя сразу помочь вряд ли получится. Но все же надеюсь, что появится какая-то программа и для жильцов таких вот рассыпающихся домов…

***

Всего четыре истории из тех, с чем сталкивается любой сельский депутат. Наверно, в каждом районе каждый из депутатов от КПРФ может рассказать такие же. Люди идут к нашим избранникам со своими бедами. С чем-то совместными усилиями удается справиться, где-то – глухая стена.

– Но бороться все же нужно, – считает Владимир Виниченко.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

Фото автора.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех