Красный путь
Красный путь

Он без остатка отдал своё сердце России

В этом году отмечается 180­летие величайшего композитора Петра Ильича Чайковского. Произведения Чайковского составляют одну из самых ярких страниц в художественной летописи человечества.

Его музыка воспевает высокие чувства любви и сострадания, веру в добро и счастье. В его жизни, как он сам писал, чередовались и радость, и горе, но творческая судьба сложилась довольно счастливо: он слышал на сцене практически все свои сочинения, а при исполнении многих из них даже сам дирижировал.

 

Об истоках

Родился будущий композитор в Воткинске на Урале, где отец работал директором Камско-Воткинского сталелитейного завода. Детей в семье было шестеро, росли они в атмосфере любви и сердечности. Но, когда Петру было 14 лет, а младшим братьям-близнецам по 4 года, их мать умерла от холеры, и это стало большим потрясением для всех.

Музыкальная одаренность Петра Ильича проявилась с четырех лет, и его начали обучать игре на фортепиано. Первые музыкальные впечатления будущего композитора – народные песни и музыка, звучавшая в семье: романсы, которые пела мать, арии из опер, вальсы и кадрили в исполнении механического музыкального инструмента оркестрины. Но семья не предназначала Чайковского к профессии музыканта. Десяти лет от роду его отдали учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Но музыку юный Петя не оставлял, продолжал заниматься фортепиано и петь в хоре.

В 1859 году Петр Ильич наконец получил аттестат и чин – титулярный советник. После этого он поступил на службу в Министерство юстиции. Пытался совмещать работу и обучение в музыкальных классах Русского музыкального общества (которое потом станет Санкт-Петербургской консерваторией). И призвание победило – в 1863 году он, по совету своего педагога Антона Рубинштейна, который был безоговорочно убежден в таланте юноши, бросил карьеру чиновника и погрузился в пучину бедности и творчества. В 23 года он стал учеником только что открывшейся в Петербурге первой русской консерватории. В 1865 году состоялся первый выпуск ее учеников. Чайковский, как и другие, получил звание свободного художника, а сверх того, как сказано в дипломе, «во внимание к отличным способностям» был награжден серебряной медалью – в то время высшей наградой.

 

О вдохновении и творчестве

Имя Чайковского неотделимо от истории Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В апреле 1872 года 32­летний композитор, в то время профессор Московской консерватории, передал на рассмотрение дирекции Санкт-Петербургских императорских театров только что оконченную партитуру оперы «Опричник». За неимением влиятельных связей и близких знакомств в театральном мире столицы он был вынужден «покорнейше просить» начальника репертуара Федорова «отнестись благосклонно» к своему произведению.

Вопреки крайне скудному сценическому оформлению (декорации и костюмы были в основном из старых, снятых с репертуара постановок) и глубокому разочарованию композитора в утвержденном дирекцией исполнительском составе, «Опричник», благодаря виртуозной работе дирижера, имел успех. К счастью, вскоре на пост директора Мариинского театра был назначен Иван Александрович Всеволожский, ставший и другом и весьма могущественным покровителем композитора. Настоящим триумфом в сценической истории сочинений Чайковского стала постановка «Евгения Онегина» 19 октября 1884 года, в одночасье сделавшая его самым популярным композитором Петербурга, а затем и всей России.

Петр Чайковский за свои 53 года жизни написал огромное количество произведений, многие из которых принесли композитору мировую славу. Он написал десять опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Черевички», «Чародейка» и другие), три балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, романсы и хоровые сочинения, фортепианные циклы и миниатюры, концерты и другое. Творчество Чайковского привнесло в развитие музыкальной культуры неоценимый вклад.

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», – так писал Чайковский. Его талант восхищает, а работоспособность удивляет. Он очень трепетно относился к опере. «Мне нужны, – заявлял он, – люди, а не куклы; я охотно примусь за всякую оперу, где хоть и нет сильных неожиданных эффектов, но существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною также испытанные и понимаемые». Не отказываясь от исторически сложившихся форм классической оперы, он обновлял их изнутри, придавал им большую свободу и гибкость. И, чтобы достигнуть поставленной задачи, он даже сам писал либретто, либо был соавтором.

«Он никогда не ждал вдохновения, – писал о нем Константин Паустовский в «Повести о лесах». – Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе... Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя».

 

О личной жизни

В постсоветское время о личной жизни Чайковского растиражировано много слухов. Но, как приходят к выводам исследователи, биографы, библиографы: подтвердить домыслы о сексуальной ориентации композитора нечем, можно только теоретизировать о неких намеках в письмах и воспоминаниях современников и их потомков, которые, скорее всего, завидовали его всемирной славе.

Известно, что в июле 1877 года, увлекшись сочинением оперы «Евгений Онегин», Петр Ильич импульсивно женился на бывшей студентке консерватории, дворянке Антонине Ивановне Милюковой, о чем очень быстро пожалел. Композитор не видел в Антонине родственную душу и сильно в ней разочаровался: «Как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота». Из-за этого он начал увлекаться вином, а однажды даже намеренно бросился в холодную Москву-реку. К счастью, Петр Ильич тогда не погиб, а просто наглотался воды и сильно простыл. Истощенный и мокрый, он пришел домой к своему брату Модесту. Тот, глядя на его жалкое состояние, тотчас собрал чемоданы, и они сбежали в Швейцарию. Чайковский очень хотел развестись с Милюковой, но в то время развод давали только на основании факта супружеской измены. Бросив семейный очаг, он до конца жизни оставался женатым на Антонине, но старался избегать любых встреч с ней. Петр Ильич помогал ей деньгами, но делал это через друзей. Взбалмошная супруга продолжала донимать его письмами, в которых умоляла вернуться, и любое из них надолго выбивало композитора из колеи. Закончила она свои дни в клинике для душевнобольных.

Считается, что у Чайковского была лишь одна настоящая любовь, большая и светлая. В 1868 году он познакомился с французской певицей Дезире Арто, которая часто приезжала в Россию с гастролями. Их дружба и взаимопонимание быстро переросли в страстную привязанность, даже состоялась помолвка, но им так и не суждено было пожениться. Против брака были и родственники, и друзья. В тоске и боли композитор написал «Романс» для фортепиано (op. 5), а спустя 18 лет они встретились снова в Германии. Там Арто попросила композитора написать что-нибудь для нее на слова французских поэтов. Петр Ильич выбрал стихи, которые лучше всего отражали его несбывшиеся чувства, и написал целых шесть произведений и посвятил их ей.

Невидимым могущественным покровителем композитора стала Надежда Филаретовна фон Мекк, с которой Чайковский в 1876–1890 годы вел обширную переписку, но не встречался лично. «Никогда доброта, деликатность, щедрость, безграничное великодушие ни в одном человеке не соединялись с такой полнотой, как в ней, – писал он брату. – Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни».

Это была женщина более чем состоявшаяся. Она вышла замуж в 17 и родила за двадцать восемь лет брака 18 детей, из которых к моменту начала переписки с Чайковским в живых было 11. Оставшись вдовой, она управляла не только столь многочисленным семейством, но и огромным штатом прислуги, несколькими домами, гигантскими имениями и хозяйством, полями и угодьями, внушительных размеров железнодорожным бизнесом и миллионным состоянием.

Будучи влюбленной в музыку и поэзию, она стала инициатором многолетней переписки с композитором и пришла на помощь Чайковскому, когда его финансовое состояние трещало по швам и грозило разорением. Благодаря ее помощи Петр Ильич смог продолжать свою работу и написать множество великих музыкальных произведений. Композитор посвятил своей покровительнице не одно музыкальное произведение, но лично они практически не виделись.

Когда фон Мекк разорилась, эта гордая женщина оборвала переписку внезапно и без объяснения причин. Он в 1890 году был вполне обеспечен материально за счет собственных заслуг, и был сражен, угнетен этим разрывом, о чем сетовал в письмах к брату. Но из уст Надежды Филаретовны не вылетело более ни одного слова относительно всей этой истории любви, денег и музыки.

Подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех