Бензин марки АИ92, по официальным данным Росстата, с начала года в рознице подорожал на 4,1%, а марки АИ95 на 3,7%. В опте рост цен составил более 20%. Самым неприятным сюрпризом стало увеличение цен на дизельное топливо, которые только за май выросли на пол процента в рознице, и на 3,7% в опте.
Правительство с начала года приняло несколько экстренных мер по удержанию роста цен. Но цены на АЗС продолжают расти и главный вопрос, когда они остановятся, и стоит ли ожидать их снижения во второй половине года, как часто бывало раньше.
«Сейчас предпосылок для снижения розничных цен на автобензин нет. Цены на АЗС будут продолжать расти. Причина – низкая маржинальность торговли в рознице», – говорит руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. Торговля 92м бензином на АЗС в среднем по России на третье июня является убыточной (минус 0,9 рублей за литр). По прогнозам «Петромаркет», рост розничных цен на автомобильный бензин в целом за 2021 год не превысит 5,5%. Таким образом, во втором полугодии 2021 года стоит ожидать роста розничных цен в пределах 1–1,5%.
У правительства осталось два действенных средства остановить подорожание автомобильного топлива. Первый, еще больше увеличить нормативы продаж бензина и дизеля на бирже. Но, по словам главы Санкт-Петербургской международной Товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексея Рыбникова, продажи топлива через СПбМТСБ в январе–апреле достигли 25% от объема поставок на внутренний рынок, что уже сильно выше нормативов. Второй, запретить экспорт топлива за рубеж.
По мнению Лишневецкой, остановить рост и даже привести к снижению оптовых цен способно ограничение экспорта нефтепродуктов. Эксперт подчеркнула, что данная мера является «крайней», оправданной лишь в ситуации угрозы дефицита топлива на внутреннем рынке. А сейчас риски возникновения дефицита на рынке автобензина можно оценить как крайне низкие. Запасы автобензина на уровне 1,6 млн тонн достаточны для того, чтобы не возникло его нехватки даже при растущем спросе и даже в условиях ремонтов НПЗ.
Но действие этой меры окажется весьма недолгим. По всем законам рынка, НПЗ, ориентированные на экспорт, просто прекратят производить продукт, приносящий им убытки, дожидаясь отмены запрета.
«Российская газета».