Олег Смолин обратился к одному из тезисов Послания президента Федеральному собранию, а именно об
отказе от принудительного использования Болонской системы в высшем образовании.
Идею перевода двухступенчатой системы образования «бакалавриат – магистратура» в добровольный
формат депутатыкоммунисты пытались реализовать дважды: в законопроекте «О народном образовании»,
внесенном четырьмя профессорами, из которых два академика – Жоресом Алферовым, Геннадием
Зюгановым, Иваном Мельниковым и Олегом Смолиным, и в законопроекте «Об образовании для всех». Оба
были отклонены «Единой Россией». Сегодня посланию президента рукоплескали все, в том числе и те, кто
осуществил насильственную бакалавризацию всей страны.
Однако есть реальная угроза, что предложения президента будут утоплены в бюрократических процедурах,
заметил Олег Смолин. Это уже случилось с рекомендациями больших парламентских слушаний, которые
проходили 27 июня прошлого года. Тогда большинство выступавших тоже высказались за отказ от
принудительной Болонской системы, но дальше дело встало. Правительство внятного отношения к
рекомендациям и по сей день так и не заявило. Президент выразил свое мнение более чем определенно и
очень близко к тем предложениям, которые выдвигались на больших парламентских слушаниях. Глава
государства предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим
образованием.
Все слышавшие президента восприняли эти слова как призыв к отказу от пресловутой Болонской системы. А
если так, считает О. Смолин, то основными для высшего образования должны стать программы специалитета,
как это и было до 2011 года. Тогда специалисты среди выпускников составляли почти 90 процентов. Сейчас
специалистами становятся лишь около 13 процентов выпускников. Если же человек выбирает
двухступенчатую систему образования, магистратура должна быть связана с его предыдущим образованием,
иначе даже магистр может оказаться волшебникомнедоучкой, убежден депутат.
Олег Смолин также обратил внимание на слова президента о том, что в отдельный уровень
профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и
преподавательской деятельности. Это очень важно, заметил парламентарий, именно «отдельный уровень
профессионального», а не «отдельный уровень высшего образования». Вместо того чтобы заниматься
исследованиями, аспиранты сейчас слушают лекции, занимаясь школярством», – сказал Олег Николаевич.
Дальнейшее развитие предложений президента поможет решению двух задач, подчеркнул Смолин.
Вопервых, будет сделан очередной шаг к так называемой национализации элит. Дети российских чиновников
и бизнесменов будут получать образование, более соответствующее отечественным традициям, и менее
ориентироваться на работу и жизнь в других странах. Вовторых, повысится качество отечественного высшего
образования, ведь бакалавр получает в среднем примерно на 40 процентов меньше специальных занятий,
чем специалист. Применительно к техническому образованию это значит, что специалитет готовит будущего
конструктора, а бакалавриат – пользователя чужими конструкторскими разработками. Кадровики оборонных
предприятий с тревогой говорят, что возникают большие проблемы с заменой старшего поколения
конструкторов. «Популярный лозунг импортозамещения двусмыслен: можно понимать его как развитие
собственного производства, а можно – как замену импорта из США импортом, например, из Китая», –
заметил Смолин.
Новая индустриализация, о которой не раз говорил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, нуждается в кадрах.
Сейчас Россия по числу людей с дипломами о высшем образовании занимает 1–2е место наряду с Канадой.
«Вот только дипломированных много, а образованных мало, особенно среди бакалавров», – заявил Смолин.
Из ст. Татьяны ОФИЦЕРОВОЙ.
«Советская Россия».