– Но ведь можно допустить, что «подогнанные» КТОСами избиратели проголосуют формально, чтобы от них «отвязались», а на сентябрьских выборах они отдадут свой голос за ту партию, которой больше симпатизируют.
– А вот здесь в праймериз заложен важный психологический момент. Ведь не секрет, что многие избиратели, мягко говоря, не очень разбираются в политике и не утруждают себя анализом предложенных к голосованию кандидатур. Зато они могут запомнить фамилию, которая, кстати, в случае победы этого кандидата будет «крутиться» в СМИ еще несколько месяцев. Вероятность того, что человек, придя на выборы в сентябре, на автомате проголосует за уже знакомого ему кандидата, очень высока. Надо понимать, что праймериз «ЕР» – это ступень для того, чтобы обеспечить нужный для себя результат. И опирается эта, с позволенья сказать, партия в своих целях на вещи недобросовестные – создает неравные условия в борьбе между основными политическими противниками. Причем административный ресурс используется «ЕР» по всей вертикали власти. Подавляющее большинство чиновников являются единороссами, имеют влияние. Поэтому система праймериз дает им эффект такой, какой нужен.
– Праймериз еще и скандалами грешат – подкупами, «каруселями». Зачем это нужно на предварительных выборах в своей же партии?
– Спектакль должен быть хорошо отрепетирован! Как правило, все заорганизовано уже там, сверху и обкатывается снизу – все эти подкупы избирателей и давление на них, и создание структур, которые отвечают за явку избирателей на участки. Дополнительных штрихов добавляет и внутрипартийная грызня. Подставляют друг друга, сливают потом в СМИ разную грязь.
– Очень много среди кандидатов на праймериз представителей бизнеса. Разного – мелкого, среднего, крупного. Как это впоследствии сказывается на законотворчестве?
– Предприниматели составляют не большинство населения в любом регионе нашей страны и в Омской области, в частности. Поэтому в парламентах их доля должна быть соответственной. На деле же мы видим явный перекос. В сегодняшнем горсовете предпринимателей явное большинство – более 60%. Хорошо это или плохо – судите по своему дому, двору, улице, поликлинике, детскому саду и т.д. Кто такой бизнесмен? Это человек, который «заточен» на поиски возможностей для извлечения прибыли для своего предприятия. Поэтому и на депутатский мандат он смотрит с точки зрения реализации этих возможностей, расширения своего бизнеса – это раз. Второе – он озабочен защитой своего бизнеса, малого ли, большого ли, не важно. Третье – бизнесмен заинтересован в депутатстве с точки зрения налаживания контактов с органами исполнительной власти, от которых сегодня чрезвычайно зависит. В-четвертых, депутатство – это своеобразный пиар, для бизнеса это тоже имеет значение. А еще надо понимать, что бизнес, если говорить откровенно, довольно труслив. Предприниматели не будут защищать интересы города в целом, противостоять неправомерным или неправильным действиям администрации хотя бы потому, что будут опасаться ответных санкций со стороны исполнительной власти по отношению к своим предприятиям. По большому счету, коммерсанта не волнует судьба региона, города, страны. Его волнует собственный счет в банке. Поэтому бизнесмен – это самый неэффективный депутат с точки зрения массового избирателя. Тех же пенсионеров, ветеранов, бюджетников. Лишь только потому, что его интересы с их интересами не пересекаются.
– Если в горсовете будет работать большинство депутатов-предпринимателей, к каким последствиям для города это приведет?
– Ущемлены будут, конечно, пенсионеры, потому что за пополнение социальных бюджетных статей такая категория депутатов вряд ли будет голосовать. То же касается и работников бюджетной сферы. Не та у капиталистов жизненная философия! Для них социальные статьи – это неоправданная благотворительность. У них за другое голова болит гораздо больше. Сегодня на откуп предпринимателей отдано все: ЖКХ, образование, здравоохранение, строительство, торговля... Этот ряд можно еще долго продолжать. Позиция бизнеса – наращивать и наращивать свое влияние в этих сферах. 90% населения, если таких депутатов не останавливать, будет чувствовать ухудшение своего жизненного уровня.
– Но во фракции КПРФ тоже есть предприниматели.
– Есть, но их необходимое меньшинство, представленное как срез общества. Причем это средний бизнес из таких сфер, которые не входят в различные парламентские «лобби». Необходимо отметить, что в отличие от других партий, фракция КПРФ придерживается внутрипартийной дисциплины и выходит на голосование по той или другой теме с уже сформированной позицией.
– Каким должен быть депутатский корпус, чтобы омичи увидели улучшение жизни города?
– Подчеркиваю, если люди хотят, чтобы город развивался, чтобы исполнительная власть работала, то выбирать предпринимателей или чиновников не нужно, потому что вредно для общего дела! Пускай эти «крепкие хозяйственники» занимаются своими прямыми интересами – торгуют, возят, строят и получают прибыль. Депутатами нужно выбирать тех, кто живет на зарплату или пенсию, кто своими ногами ходит по годами неремонтируемым тротуарам, ездит на работу по разбитым улицам на старых автобусах. Проблемами города должны заниматься омичи, которые живут в микрорайонах на Завертяева, на Московке, в хрущевках Амурского поселка, или частном секторе старого Кировска, а не в огороженном от всего города элитном коттеджном поселке.
Юлия БОГДАНОВА.