– Александр Алексеевич, вы недавно были приглашены на встречу с врио губернатора Омской области Александром Бурковым. Он собирал депутатов Государственной думы и Федерального собрания от Омской области. Какова была цель встречи?
– На повестке дня стоял вопрос о реализации новых «майских указов» президента в нашем регионе. Напомню, речь в них идет и о решении экологических проблем, повышении уровня жизни населения, улучшении жилищных условий и многом другом. На встрече, кроме меня, присутствовали Елена Мизулина, Олег Смолин, Дмитрий Перминов. А Андрей Голушко, Виктор Шрейдер и Виктор Назаров по каким-то причинам на эту встречу не пришли. Так вот. Несмотря на то, что задачи в майских указах стоят глобальные, возможности их решения в бюджете Омской области весьма ограничены. При этом по каждой позиции требуются очень серьезные деньги. Я глубоко убежден, что при том характере межбюджетных отношений, который существует сейчас, имею в виду открытое изъятие у области средств, что является откровенным грабежом в пользу двух столиц (Москвы и Санкт-Петербурга), перспективы решения поставленных Путиным задач – призрачны.
– Тем более что и прежние «майские указы» в нашей области фактически не выполнены
– В 2012 году стояла задача повысить зарплаты бюджетникам. По официальным отчетам, цифры вроде бы и подросли. Но, по факту, в связи с ростом цен на товары и услуги, инфляцией, уровень жизни врачей, учителей, работников культуры не повысился, а скорее даже понизился. Другой пример – в прошлых указах стояла задача обеспечить всех дошкольников местами в детских садах. В Омской области она не решена по причине недостатка денег в бюджете – детсадов построено за эти годы мало. На сегодняшний день путевок ждут двенадцать тысяч малышей. В этом году в Омске откроют четыре детских сада, в следующем – семь. Умножьте эти цифры на двести – среднюю наполняемость детского сада – сколько получится? Только пятая часть от требуемого. Путем простого подсчета понятно, какие у нашего региона возможности для решения этой правительственной задачи. И через сколько лет она такими темпами будет решена? Здесь же можно напомнить и о переселении людей из аварийного жилья. Несмотря на то, что по сравнению со многими другими регионами в этом вопросе Омская область не в худших позициях, задача с ликвидацией ветхого фонда далека от решения.
– Бурков сказал в своем отчете за 2017 год, что, несмотря на невыполнение по причине нехватки денег немалого количества проектов, «неохваченными» остались федеральные средства в размере одного миллиарда (!) рублей. Как такое возможно? Это ведь нонсенс?
– Как омичу мне просто стыдно за действующую власть. За всю эту систему межбюджетных отношений. Из федерального бюджета выделяются средства на строительство и ремонт дорог и зданий, открытие новых предприятий, а местные чиновники не в состоянии «освоить» эти средства. То есть вовремя провести тендеры, оформить документацию.
– Одна знакомая чиновница из омского правительства мне рассказывала историю, как пару лет назад буквально перед новогодними праздниками пришли деньги из Москвы для одного из областных проектов. Сроки для оформления денег сжаты были предельно – несколько дней. В итоге – чиновники не успели «придать им ума» и отправили обратно. На фоне постоянного безденежья как возможна такая роскошь?
– И возможна, и регулярно происходит. Примеры тому – затянувшееся строительство театра «Галерка», огромное количество не отремонтированных дорог по всему региону, задержка открытия предприятий в сельскохозяйственной отрасли, которые могли бы дать не только продукцию, но и рабочие места людям, зарплату. Конечно, наша бедность связана с общей политикой и стратегией Путина, но она еще подогревается и усугубляется некомпетентностью, «безголовостью» тех, кто отвечает за те или иные отрасли. Понятно, когда что-то не строится из-за нехватки денег в бюджете. Но когда вам выделили средства, а вы не умеете их оформить по назначению – что это, если не профнепригодность? Государственным и муниципальным служащим надо быть готовыми к тому, что деньги могут прислать не вовремя, иметь запасные варианты. По какой-то причине этого нет. И это тоже остается безнаказанным.
– А почему «майские указы» полностью не финансируются из федерального бюджета?
– В этом «тайна великая есть». На реализацию новых указов президента стране потребуется минимум восемь триллионов рублей. В федеральном бюджете таких лишних денег нет. Поэтому честь найти их возложена на регионы. Частью федеральные деньги будут выделяться, но основная нагрузка распределится все-таки на местные бюджеты.
– Как будут выкручиваться региональные чиновники?
– Им ничего не останется, как сокращать расходы в тех сферах, которые обойдены в «майских указах» (сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и др.). В результате обездоленные отрасли, ввиду жесткого недофинансирования, будут находиться в режиме выживания. Кроме того, никто не закрывает те задачи, которые были поставлены президентом в прошлых указах (зарплаты бюджетников, переселение из ветхого и аварийного жилья, детсады и пр.). Всё это, плюсом к новым указам, должно быть выполнено тоже.
– На всё это региональных денег не хватит
– Вы не забывайте про повышение цен на бензин, про уже планируемое повышение налогов. Изменение границ пенсионного возраста с 2019 года тоже принесет немалый доход. И много чего еще, что вытащат из наших карманов на реализацию «майских указов».
– Получается, что указы эти для страны не благо, а ярмо?
– В этом и заключается весь цинизм действующей власти. Президент общается с народом, улыбается, обещает лучшую жизнь. А по факту за его лучезарный имидж «хорошего президента» заплатить должен будет простой народ.
Юлия БОГДАНОВА.