В Омске завершился VI Международный театральный фестиваль «Академия». Что он дал омичам?
Фестиваль стал возможен благодаря участию региона в федеральной программе «Большие гастроли», которая направлена, как пишут в правительственных СМИ, на формирование единого культурного пространства России. В Омске побывали драматические и музыкальные театры страны и зарубежья. Программа «Большие гастроли» предполагает, что гастроли проходят по приемлемым для региона ценам, что должно позволить местным жителям, не выезжая в Москву или Санкт-Петербург, увидеть спектакли известных театров. Деньги выделяет Федерация, но обязательное условие – софинансирование этого проекта. И, как сообщила представитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Наталья Афанасьева, руководство Омской области в лице главы региона Александра Буркова оказало значительную поддержку программе «Большие гастроли».
Билеты на фестиваль стоили от тысячи рублей до пяти. Наверное, можно эти цены считать «приемлемыми для региона», если учесть, что театры везли с собой свои декорации, что, конечно, недешево. Правда, не очень понятно, куда делся весь бюджет фестиваля, который директор Омского драмтеатра Виктор Лапухин предпочел засекретить, но сообщил, что вложились в него и минкультуры РФ, и правительство Омской области, и спонсоры.
Впрочем, главный вопрос: какой результат от фестиваля получили не богатые люди региона, а именно сам регион? Просветил омичей? Поднял имидж города? Создал единое культурное пространство?
Попасть на фестиваль в качестве журналистов, способных как минимум рассказать о нем народу, оказалось непросто. Пресс-служба «Академии» прессу аккредитовала, прямо скажем, без желания, не обещая сидячих мест даже на пресс-конференциях. И это удивительно, поскольку публикации о фестивале в итоге свелись к восхищениям по поводу спектаклей театра имени Вахтангова и роли Александра Буркова во всем этом мероприятии. Куда делись все остальные? Были ли журналисты вообще?
Мне достался билет за тысячу рублей на спектакль театра «Бора Станкович». Ставят актеры разное – от классики до современности, ибо это единственное культурное учреждение на шестьдесят тысяч жителей маленького сербского городка Вранье. Три года назад здание театра сгорело, репетируют ребята в помещении размером в семь квадратных метров, играют по средам в бальном зале Дома офицеров. Посмотреть спектакль собирается полгорода… При этом команда принимает участие в фестивалях по всему миру и организует один из самых важных культурных праздников Сербии «Борины театральные дни».
«Академия» приняла сербов на камерной сцене Омской драмы с пьесой Чехова «Три сестры». Камерная сцена – это как бы и не сцена вовсе. Это просто небольшая комната, в которой вообще както устанавливают пандус для кресел. Сейчас напрягаться не стали – просто по периметру расставили стулья, и зрители смотрели на играющих в центре комнаты актеров. Точнее, на их спины. Кроме прочего, в помещении камерной сцены нет кондиционера, и за два с половиной часа зал от духоты успел свариться. Актеры, в частности. Спектакль идет на сербском языке, и зрителю приходится читать субтитры, выведенные на двух телевизорах. И все бы ничего, если бы титры не отставали секунд на тридцать. В середине второго действия телевизоры вообще потухли минут на пятнадцать, и зрители только по мимике и жестикуляции догадывались, что происходит на сцене.
– А на сцене происходило действо, достойное того, чтобы его посмотрел каждый омич, – говорит студентка Омского музыкально-педагогического колледж Ангелина Яковлева. – Герои пьесы мечтают стать счастливыми, да только в собственных грезах и амбициях забывают о том, что все мы создаем свое счастье сами. Делать что-то для изменения суровой действительности герои не хотят, лишь страдают и ноют. Как бы их не устраивала собственная жизнь, все остается по-старому. Персонажи тонут в тоске и забывают, как жить. Героев пьесы совсем не хочется жалеть. Но об актерах этого не скажешь – ребята почти весь спектакль ходят с глазами на мокром месте, искренне страдают, срываясь на крик и плач. Лица выбелены, под глазами у большинства красуются темные круги… И вот ты уже думаешь, что это не персонажи слабы духом, а судьба – натуральная злодейка. И спектакль – вовсе не «Три сестры», а «Три омича», тоскующие о Москве, но не пытающиеся ничего изменить. Режиссер Трайче Горгиев несомненно талантлив и вдумчив, хотя у меня почему-то было впечатление, что в режиссуру он пришел совсем недавно. Или просто воспитан на очень старой театральной школе – нового видения пьесы он не показал: то ли побоялся, то ли слишком сильно уважает Чехова. Но нам-то и не нужно новое видение: мы и в старое глядимся, как в зеркало...
А в зеркале мы видим все то же – авось, небось и как-нибудь. Имен артистов, приехавших за тысячи километров, чтобы сыграть единственный спектакль, нет ни на сайтах фестиваля «Академия» или Омского драматического театра, ни в афишах, ни в программках, которых попросту не было. А зачем? Ведь не случайно вахтанговцев с их «Онегиным» и «Медеей» пустили на главную сцену, о которых, собственно, все и писали. Ну да, театр Вахтангова – бренд, но им искусство ведь не ограничивается. Ну ладно, правительство может хвастать, что знаменитый театр побывал в Омске в гостях. Но что увидели люди, сумевшие купить билет не за пять тысяч, а только за тысячу? А что узнали те, кто вообще не смог купить билет? О чем они прочитали в прессе? Все о том же театре имени Вахтанова?
И если скученность и духоту камерной сцены можно объяснить нехваткой средств, как это сделал Омской драмы директор Виктор Лапухин, то чем объяснить плохую организацию фестиваля показов не для «элиты», а для рядовых зрителей? Лично у меня актеры погорелого театра из Сербии вызвали большее уважение, чем организаторы «масштабного» омского фестиваля. Может, лучше все же никак, чем как попало?
Галина СИБИРКИНА.