Атомный подводный ракетный крейсер «Омск» строили в Северодвинске, а местом приписки был Петропавловск-Камчатский. Подводный крейсер не «Жигули», на самолете или по железной дороге его не доставишь. Нужно было идти своим ходом семь тысяч километров среди арктических льдов. В истории Тихоокеанского флота таких марш-бросков еще не было.
Капитан подлодки Александр Астапов сумел убедить офицеров Генштаба, что для экипажа и подводного корабля эта задача вполне по плечу. Начальство дало «добро», и в августе 1994 года подводный крейсер отправился в плавание. Старшим на борту был контр-адмирал Илья Козлов, его прикомандировали к Астапову для подстраховки. Штурманом служил омич Леонид Михеенко.
Плавание оказалось не из легких. В первые сутки вышла из строя одна из двух частей навигационного комплекса. Подводники знают, что в такой ситуации продолжать плавание крайне опасно. Но вернуться на базу, не выполнив поставленной задачи, моряки не могли. Поломку устранили на ходу.
В океане – мощный ледяной панцирь. Там, где ледяного щита не было, в воде плавали огромные айсберги, особенно опасные своей подводной частью. Она иногда превышала двести метров и, чтобы не врезаться в «подводную гору» на полном ходу, моряки просвечивали все окружающее пространство приборами. Они понимали, что любое ЧП на борту может стоить жизни всему экипажу.
В случае крайней необходимости командир имел право отдать команду на всплытие. Дальше – таран, или, если лед слишком толстый, путь наверх планировали пробить торпедой. Но до этого не дошло.
Было много других приключений. Морякам нелегко пройти через Берингов пролив, миновать желоб Геральда, где подводные лодки нередко плющат и мнут свои рубки. Глубина небольшая, всего пятьдесят метров. Восемнадцать из них – это лед, восемнадцать – высота лодки, а на свободу маневра остается четырнадцать. «Свобода» невелика, но экипаж «Омска» справился со сложным маневром. Штурман Леонид Михеенко точно проложил курс и вышел на глубоководные маячки, когда-то установленные на желобе Геральда. К слову, за год до этого моряки-североморцы этих маячков не нашли: неправильно проложили курс. Штурман из Омска оказался профессиональнее. Опасный участок прошли без аварий и повреждений.
Переход через Арктику завершился 15 сентября 1994 года. «Омск» всплыл на поверхность перед входом в Авачинскую бухту на Камчатке, где находится база подводных лодок Тихоокеанского флота.
За этот переход Илья Козлов и Александр Астапов были удостоены звания «Герой России». Наш земляк Леонид Михеенко получил медаль Ушакова.
«Омск» сегодня достойно несет службу, охраняя морские рубежи Родины. Ведет учебные стрельбы, выполняет задачи по поиску условного противника, решает другие задачи. И всегда в составе экипажа несут службу по нескольку омичей. Служат добросовестно, нареканий нет.
От всей души поздравляем экипаж подлодки «Омск» с Днем Военно-морского флота России, от всей души желаем здоровья, мира, а еще, как принято: чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий!
Кстати
В Советском Союзе День Военно-морского флота был установлен по предложению наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова в 1939 году. Постановлением ЦК ВКПб и Совета Народных Комиссаров СССР праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля.
Это был день рождения Кузнецова. Считается, что таким своеобразным «подарком» Сталин выразил доверие недавно назначенному Кузнецову.
В 1980 году праздничный день перенесли на последнее воскресенье июля.
Денис Захарченко.