Подвиг продолжается
…Каменные пики на окраине Краснодона, безлюдная аллея и пугающее, уходящее вниз пространство… Это засыпанная шахта, куда фашисты сбрасывали расстрелянных и даже еще живых молодогвардейцев, а потом кидали туда еще и вагонетки, и гранаты. Отсюда позже, после освобождения Краснодона советскими войсками, доставали изувеченные тела. «Непокоренные» – название этого мемориала, священного места для каждого жителя Краснодона.
Звучит такое название очень актуально и сегодня. Именно от слова «непокоренные» так корчит современных украинских нацистов, пытающихся всеми силами «цепляться» за эту землю. И именно под таким девизом поднялся еще в 2014-м Донбасс и сражается сейчас плечом к плечу с Российской армией. Победа добра над злом, правды над ложью – подвиг молодогвардейцев и в наши дни является мощным внутренним мерилом: что делал бы в той ситуации ты, как бы поступил ты? Ответ на этот вопрос и сегодня определяет для каждого, на какой стороне баррикад оставаться.
И сейчас, и, конечно, в советское время все, что связано с этой историей, – главная достопримечательность Краснодона. На доме руководителя «Молодой гвардии» Олега Кошевого – мемориальная доска, полученная в подарок от комсомольцев российского города Конаково. На центральной площади – Вечный огонь. Здесь покоятся тела героев, извлеченные из шахты, – Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова и еще десятков других молодогвардейцев (всего – 71 человек), считанные недели не доживших до прихода Красной Армии. Рядом с этой братской могилой – монумент «Клятва», возле которого всегда лежат цветы.
Особая гордость краснодонцев – музей «Молодой гвардии».
«Если бы мы не отстояли и не защитили наш родной край в 2014 году от украинской агрессии, не бились бы за него сегодня, не знаю, сохранился бы музей «Молодой гвардии», потому что мы знаем отношение профашистски настроенных молодчиков к нам, к нашей истории. Мы не можем позволить никому растоптать эту историю», – заявил глава ЛНР Леонид Пасечник.
Подчинение Луганску, а не Киеву после 1991 года позволило в этих музейных стенах сохранить подлинную память и избежать «националистических трактовок», ведь на «послемайданной» Украине молодогвардейцев стали называть то «обычной сворой уличных хулиганов», а то и вообще пытались неуклюже «впихнуть» их… в ряды националистов из приснопамятной профашистской УПА (запрещена в РФ).
Роман выдающегося советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия» здесь изучали даже тогда, когда на Украине он оказался за бортом официальной идеологии! А в школе №1 Краснодона до сих пор в одном из классов, где идут занятия, стоит парта героя-молодогвардейца Ивана Земнухова…
Краснодон, как и вся территория Луганщины, сегодня освобожден от войск фашистского киевского режима. Но беда с этой земли пока уходить не собирается: продолжаются бесконечные ракетные и артобстрелы городов и поселков ЛНР с сопредельных территорий, которые пока еще оккупированы. Как и во времена «Молодой гвардии», в Донбассе опять идет борьба с приверженцами нацистской идеологии, на этот раз – киевскими. И все больше молодых людей, ровесников героев-комсомольцев из Краснодона, вступают в ряды защитников своей земли, а значит, от профашистски настроенного коллективного Запада. А значит, дело «Молодой гвардии» живет в Донбассе стараниями потомков.
Герой. 80 лет спустя
Может быть, роман «Молодая гвардия» вернётся в школу?
Этого пришлось ждать почти 80 лет. Президент России Владимир Путин присвоил звание Героя России члену штаба «Молодой гвардии» Виктору Третьякевичу за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Он родился в 1924 году в большой семье, был самым младшим из семи детей, белорус по национальности. Никто из самых близких не сможет порадоваться тому, что справедливость пришла: герой назван героем.
Судьба Третьякевича трагична. Его долго считали тем, кто выдал гитлеровцам комсомольцев-подпольщиков Краснодона, и все они, как и он сам, были изуверски казнены, сброшены в шурф шахты – некоторые даже живыми.
Подвиг молодогвардейцев взволновал писателя Александра Фадеева, он выехал в освобожденный Краснодон. В 1946 году вышел его роман «Молодая гвардия». Писатель не упоминал имени Третьякевича, но создал собирательный образ предателя Евгения Стаховича, прототипом которого считался Виктор. Лишь в 1959 году в ходе судебного процесса над Василием Подтынным, заместителем начальника краснодонской городской полиции в 1942–1943 годах, появилась версия, что предал патриотов Геннадий Почепцов. Специальная комиссия, созданная после процесса над Подтынным, установила, что Виктора Третьякевича оговорили. Он был реабилитирован. Версия о предательстве Почепцова официальна поныне, но все-таки истинные причины гибели организации «Молодая гвардия» правоохранительные органы не выяснили до сих пор.
В этом году исполняется 80 лет создания подпольной организации «Молодая гвардия», в январе следующего – 80 лет со времени ее разгрома фашистами. В организации был семьдесят один человек: сорок семь юношей и двадцать четыре девушки: русские, украинцы, армяне, белорусы, евреи, азербайджанец, молдаванин.
Память о совсем молодых героях, а тому же Третьякевичу на момент смерти было 18 лет, сохраняется в Донбассе, но надо прямо сказать, что о молодогвардейцах все меньше знают в России. Роман Александра Фадеева в 1993 году был исключен из школьной программы. Мол, о войне написаны гораздо более правдивые произведения...
Думаю, не надо говорить, что этот аргумент не выдерживает критики.
После появления Указа Президента РФ о присвоении В. Третьякевичу звания Героя России посмертно я переговорил с руководителями Луганского и Донецкого землячеств в Москве Сергеем Пантелеевым и Петром Акаемовым. Они сейчас готовят комплекс мероприятий в память о «Молодой гвардии». Например, 17 октября в Московском Доме национальностей пройдет круглый стол. Не сговариваясь, оба руководителя просили об одном: вновь поднять тему возвращения романа «Молодая гвардия» в школьную программу: «Куда только мы не писали, к кому только не обращались. Все без толку!» Нас даже и уговаривать не надо. «ЛГ» не раз поднимала этот вопрос, и с тем же успехом. Стоит напомнить, что еще раньше, в 1989-м, из школы ушел Николай Островский с романом «Как закалялась сталь», давно не читают школьники и пронзительную «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Может быть, сейчас наконец что-то изменится?
Владимир СУХОМЛИНОВ.
«Литературная газета».