Часто можно слышать слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир». Красота кого или чего? Женщины, цветка? Да нет, Федор Михайлович имел в виду красоту души! Я бы эту мысль писателя выразил иначе, по-своему: не красота, а доброта спасет мир. К добру звал людей социализм.
Социалистическая эпоха породила своих героев, своих людей, достойных подражания. Они появились во всех сферах человеческой деятельности – трудовой, боевой, культурной. Передовики производства, герои боев, книг, пьес и фильмов. Страна Советов настойчиво призывала: возьми в пример героя труда и защитника Родины! И их становилось все больше и больше. Среди них был и герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин.
ОН ПОПОЛНИЛ плеяду славных имен человечества: реальной Жанны д’Арк из одноименного романа М. Твена, реального Спартака из одноименного же романа Р. Джованьоли, собирательного образа Артура из романа Э. Войнич «Овод», Рахметова из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»... Миллионы людей восхищались силой духа этих героев, стремились подражать им. Это действительно рыцари без страха и упрека.
Значение этих героев в жизни людей огромно. Пожалуй, никто не выразил это более точно, чем Н.Г. Чернышевский: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них его сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».
«Как закалялась сталь» – книга о силе духа советского человека. Со страниц романа ее герой шагнул на подмостки сцен ряда советских драматических театров, был экранизирован. Министерство образования СССР посчитало нужным включить роман в школьную программу по литературе. К 1 января 1991 года эта книга была издана на 75 языках народов СССР 773 раза – суммарным тиражом 53 миллиона экземпляров. Мне могут сказать: это старались кремлевские вожди. Так-то оно так, но кто постарался, что роман был переведен на многие языки мира и издан на всех континентах земного шара? То-то!
В годы контрреволюционного переворота у нас эту книгу изъяли из школьных учебных программ. Разве это не акт вандализма, разве не преступление? Отобрать у ребят книгу, которая по своей патриотической сути была манифестом целого поколения людей многих стран мира, а вместо нее подсунуть сочинения Солженицына и ему подобных…
Впрочем, удивляться не приходится: отлучение школьников от насквозь «красного романа» – это лишь частичка борьбы, которую нынешняя буржуазная власть ведет против символов советской эпохи. С пьедестала почести свергаются многие народные лидеры и герои, а на их место возводятся те, кто когда-то против них воевал.
КАЗАЛОСЬ БЫ, налаялись, школьников с Н. Островским разлучили, самого писателя и его Павку Корчагина вместе с породившей их эпохой основательно измазали черной краской. Можно и передохнуть? Ан нет! На сцену борьбы с героями советской эпохи поднимается дамочка по имени Лариса Малюкова, а «Литературная газета» предоставляет ей место для статьи «Нужен ли миф о Корчагине?». Решили реанимировать несколько притухшую было кампанию борьбы с героями советской эпохи.
Что же подвигло доктора филологических наук из Таганрога продолжить подлое дело ее предшественников? Возможно, некоторые проблески в общественном сознании о том, что нельзя рубить сук, на котором сидишь? Где-то в школах стали организовывать выставки разных изданий романа «Как закалялась сталь», в других проводятся так называемые живые газеты «Жизнь – подвиг». В некоторых библиотеках проходят «круглые столы» на тему «Роман «Как закалялась сталь» и современный читатель», коллективные чтения фрагментов замечательного романа...
А может, покоробило Малюкову вот это стихотворение ученика 8го класса московской школы №665 Д. Забирова? Прекрасное стихотворение!
Я в сотый раз читаю строго
Роман «Как закалялась сталь»,
И понимаю, как убога
Вся современная мораль.
Как бесконечно приземленны
Мечты и помыслы людей,
Бедой еще не наделенных,
Не переживших
страшных дней.
Им не понять, зачем стремился
Писатель выжить всем назло.
Зачем писал, зачем трудился,
Ведь часто в жизни не везло.
И чтобы не было вопросов,
И чтоб смотреть
бесстрашно вдаль,
Я вас прошу – прочтите просто
О том, как закалялась сталь.
ВЕРОЯТНО, подобные факты сильно тревожат ненавистников нашего советского прошлого. И вот одна из них взялась за перо. Что же она пишет? «Каждая эпоха создает свои магические мифы. Человечество с ними расстается с трудом».
Мифы?! Милочка Малюкова, но Павел Корчагин – не миф, а реальность! Это реальный человек – Николай Островский.
Ее беспокоит и то, что поклонниками Корчагина-Островского остаются артисты, которые создали в кино этот впечатляющий образ. Например, пишет: «Вот и актер Владимир Конкин, сыгравший когда-то в фильме «Как закалялась сталь», высказался на страницах «Литературной газеты» в защиту своего героя, утвердительно отвечая на вопрос: «Нужны ли нам Павки сегодня?».
Да, назвав этот роман книгой на все времена, артист сказал: «Она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными… Островский сумел создать в своем романе почти идеальный образ, который, вместе с тем, остается абсолютно земным человеком… Убежден, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся отменить никому и никогда».
Вы слышите, Малюкова, что сказал артист: Павка нужен и сегодня, и это никому и никогда не отменить! Почему же, вслед за другими, уже битыми, ниспровергателями Павки Корчагина вы вновь пытаетесь перечеркнуть, отменить его? Не боитесь быть битой? Тогда послушайте еще одного артиста, воплотившего Павку в киноленте задолго до В. Конкина. Я имею в виду Василия Ланового. Вот что он сказал в 2004 году корреспонденту «Правды» Виктору Кожемяко: «На встречах со зрителями меня часто спрашивают: «Не изменили ли вы теперь своего отношения к Павке Корчагину?» Я отвечаю: «Теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда, потому что дай бог нашим детям во что-то верить так, как верил мой герой».
Два советских артиста послевоенного времени отобразили в кинофильмах образ Корчагина, и сделали они это достойно, с чувством романтизма, присущего тем полным энтузиазма годам. Почему их Павка получился убедительным и покорил сердца миллионов юношей и девушек? Потому что образ героя совпадал с их внутренним миром (как и тех, кто смотрел эти фильмы), они прониклись этим образом.
СОВЕТСКАЯ эпоха, может быть, и ушла (пока!), но ее герои в сознании многих остались. И они, конечно же, с Павкой Корчагиным олицетворяют ту идею, которая близка подавляющей части народа.
Малюкова сомневается, что уведенный правдами и неправдами из нашей жизни Павка Корчагин может вернуться в нашу нынешнюю действительность как герой: «Как бы этот герой с его законами жестокой классовой борьбы вживался в нашу действительность, где все так переворотилось, духовно обесценилось и общество взяло курс на согласие и примирение? Лично мне представить такого ортодоксального Павку весьма проблематично. Нет в нем томления духовной жажды, той «святости», которая делает личность неординарной и необходимой».
Это где и когда вы, Малюкова, увидели, что «общество взяло курс на согласие и примирение»? То общество, в котором, по вашим же словам, «все так переворотилось, духовно обесценилось»? Нет, курс на примирение общество не брало. Его провозгласило руководство страны. Однако примирения человека труда с жирными хищниками-эксплуататорами не будет! Этому учит и Николай Островский своим романом «Как закалялась сталь».
Вообще, писать такое, что пишет Малюкова о человеке, который силой своего духа стал идеалом для нескольких поколений советских людей, – уму непостижимо! И ведь не только советские люди были глубоко впечатлены Н. Островским и его героем. В 1934 году французский писатель Андре Жид, лауреат Нобелевской премии, посетил прикованного к постели Островского и был поражен силой его духа. А в своей книге об СССР посвятил ему отдельную главу, где эту же мысль выразил такими словами: «Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой».
С величайшим почтением относился к Н. Островскому и еще один француз, тоже лауреат Нобелевской премии, Ромен Роллан. Он писал автору книги «Как закалялась сталь»: «Я восхищаюсь вами с любовью и восторгом. Будьте уверены, что если Вы в Вашей жизни и знали мрачные дни, сама она явится источником света для многих тысяч людей… Вы останетесь для мира благотворным, возвышающим примером победы духа над предательством индивидуальной судьбы».
Вы слышите, Малюкова, для многих тысяч людей Островский останется «источником света» и «примером духа»!
Вы подняли руку на человека, который, невзирая на страшные недуги, рассказал людям, как с ними бороться, как быть полезным обществу.
Вы подняли руку на человека, который предупреждал: «Многие еще не понимают, что такое фашизм». Эти слова Николая Островского актуальны и сегодня, ибо фашизм, о котором он предупреждал и с которым боролся, вновь поднял голову – на Украине, в странах Прибалтики, в других частях мира. Так нужен ли сегодня Павка Корчагин? Нужен! И еще раз – нужен!!!
Из статьи СЕРГИЕНКО,
кандидата исторических наук в «Правде», №140.
Левый поворот станет очевидным
Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел опрос «Российское общество в новой политической реальности: итоги 2019 и перспективы». Выявлено, что радикализация протестных настроений нарастает, а среди людей все больше тех, кто не понимает, за кого голосовать.
Думается, что если КПРФ и наши союзники смогут эффективно противодействовать сильным сторонам власти капитала: манипуляции общественным сознанием через ТВ, административному произволу в его разных проявлениях и паразитированию на природных богатствах, а также энергично играть на слабых сторонах правящего режима: массовые протестные выступления, особенно в крупных городах, то вполне наша партия на всех выборах в стране могла бы набирать 55 и даже выше процентов голосов избирателей (указанный на графике – «потенциальный электорат КПРФ» в 2019 г., а «твердых негативистов» станет менее 30% – останутся одни лишь убежденные антисоветчики). Таким образом, «левый поворот» в обществе станет очевиден, и никакая грязь с телеэкранов или псевдолевые спойлеры власть капитала от поражений не спасут.