С 1 февраля в Омской области начнется прием заявлений в первый класс. О чем родителям (законным представителям ребенка) стоит подумать уже сегодня.
С чего начать?
Если вашему ребенку от 6,5 до 8 лет, то его обязаны принять в школу. Если к началу занятий малышу еще не исполнится 6,5 лет, а вы решили, что ему пора грызть гранит наук, то следует получить разрешение директора департамента образования (в Омске – на ул. Карла Либкнехта, 33; в районах области – уточните, куда обращаться). В департамент представляется ксерокопия свидетельства о рождении ребенка, справка о состоянии его здоровья и служебная записка от руководителя школы, в которую вы планируете записать ребенка. Аналогичное правило прописано относительно детей, которым в сентябре исполнится уже 8 лет.
С возрастом определились – узнайте, к какой школе территориально приписан ваш дом. Вполне возможно, что школа «под окнами» – не ваша. Почти на всех сайтах школ есть списки домов, которые прикреплены к данному учреждению. Я бы посоветовала сразу посмотреть, какие программы предлагает ваша школа для начального образования. Но на этом остановимся позже.
Как записаться в школу?
Запись в школы начнется с 1 февраля. Сделать это можно в интернете через портал «Госуслуги». В разделе «Образование» нужно выбрать пункт «Зачисление в образовательное учреждение города Омска». Можно, как это и было всегда, отнести заявление лично. В учебное заведение, к которому вы относитесь по прописке, ребенка должны взять, даже если родители придут по какой-либо причине в мае или даже летом.
Какие документы нужны для зачисления?
Нужно взять: документ, удостоверяющий личность родителей или законных представителей; оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка; оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства. Бумаги регистрирует секретарь в журнале приема заявлений и выдает расписку.
Можно ли поступить
в другую школу?
Возможно, вы считаете, что ваш ребенок должен учиться не в школе, к которой приписан ваш дом, а в гимназии или лицее, а может, вам не нравятся программы, предлагаемые в «вашей» школе. Теоретически можно попробовать – закон не запрещает. Тогда придется подождать до 1 июля. Если свободные места в выбранном учреждении останутся, то можно подать заявление. Помните: в первую очередь зачислять будут детей по прописке. А 1 июля, кто первым принес документы (то есть очередь будет, возможно с вечера предыдущего дня) – тот и получит свободное место.
Родители на сайтах делятся еще таким опытом: в течение года занимаются в желанной школе (гимназии, лицее) на платных подготовительных курсах, но, во-первых, если вы этого не сделали, то уже поздно, а во-вторых, это не гарантия, даже если ребенок успешно сдаст тесты, потому что вдруг все места займут «приписанные» дети. Например, в прошлом году набор был большой почти во всех школах Омска, по семь классов укомплектовали в школах №36, 81, 91 и 142 (в классах могут обучаться от 20 до 36 человек, в зависимости от площади кабинетов).
Как вариант в таком случае:
1 февраля принести бумаги в школу на своем микроучастке, а после 1 июля – в ту, которая вам приглянулась. Если в заветной гимназии места вашему малышу не найдется – запасной вариант рядом с домом так и так останется за вами.
Используется еще такая лазейка: временно прописаться в доме, относящемся к выбранному учреждению, в котором, возможно, живут ваши знакомые. По закону мы все имеем право на временную прописку, может, у вас дома – революционный ремонт. Но позаботиться надо было еще в конце 2019 года и подавать документы с 1 февраля и не позднее 1 июля.
О программах
Омские школы (начальные классы), как информирует сайт департамента образования Омска, работают по программам: «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Школа2100», «Начальная школа XXI века» «Планета знаний», «Перспектива», развивающая программа по системе Занкова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Гармония». Больше других предлагаются для первоклассников первые шесть. Чаще всего, в каждой школе – две программы. На первый взгляд у родителей есть выбор. Но, думаю, что ответственному родителю стоит полюбопытствовать и посмотреть, если не сами программы, то хотя бы отзывы тех пап и мам, чьи дети уже учатся по этим программам.
Понятно, что авторы и руководители школ все программы хвалят.
Считается, что по программе «Школа2100» учат учиться – здесь много заданий на логику, развитие интеллекта. Большинство заданий дается в готовом печатном виде: нужно лишь что-то дорисовать, вписать нужное число или значок в клеточку. Пишут, что учитывается индивидуальное развитие каждого ребенка.
«Начальная школа ХХI века» – щадящая программа с длинным адаптационным периодом для первоклассников. Ее авторы считают, что ребенок адаптируется к школе только в конце первого года обучения, поэтому поначалу дети в основном рисуют, раскрашивают, а математикой и чтением занимаются мало.
«Перспективная начальная школа» – упор делается не на знания, умения и навыки, а на надпредметные компетенции. Например, на математике будут в первую очередь развивать интеллект и логику. А вот зубрить все аксиомы и теоремы, которые есть в нынешних учебниках, уже не придется.
Родители, обсуждая в интернете, с чем пришлось столкнуться при изучении программ (а они почти все такие, что требуется многочасовое сидение с малышом за уроками), не только пишут отзывы, но и выкладывают отсканированные страницы учебников, над которыми можно плакать или гневаться.
Приведу фрагменты обсуждения программы «Перспективная начальная школа» (ПНШ).
– Первое, что меня покоробило при поверхностном знакомстве – это странные герои учебника по русскому языку – Анишит Йокоп(овна), Асырк, Торк. Некоторые родители на форумах спрашивают: «А это кто писал? Наркоманы?». Оказывается – это крыса, крот, тишина и покой – слова, написанные наоборот. Задания поражают, например, нарисованы старая церковь/часовня и дерево, стоящее рядом. Ребенку необходимо дать описание не только изображенному на картинке, но и попытаться развернуто предположить, что чувствует по отношению к дереву часовня и что чувствует по отношению к часовне дерево!
– Я верю в сухие цифры мониторингов, которые показывали реальные знания отучившихся уже детей – средняя оценка около 3,5 балла... есть над чем задуматься. Дети не учатся, потому что не понимают. При этом задают еще очень много.
– В больших городах есть возможность выбора школы, учителя и программы, соответственно. В провинции с этим гораздо хуже. Третий год учу дочь сама – пусть по ПНШ получает двойки и тройки. Переживает страшно. Дома занимаемся с удовольствием по старому учебнику, и все получается. Так что, товарищи по несчастью ПНШники, ищите советские учебники, учите ребенка сами. Иначе базы-началки у вас не будет.
– Все знания вразброс, не закрепляются. Скачут с темы на тему. Рисуют то одни графики к задачам, то теперь другие. Правила по русскому вообще не поддаются у нас с ребенком запоминанию. Считается, что эта программа якобы развивает логику. Главное, по-моему, дать фундамент и закрепить его умением пользоваться этими знаниями.
– Почему авторы грузят детей искусственно прививаемой привычкой размышлять? Многие ребята просто начинают сопротивляться. Им становится тяжело учиться, скучно. От этого дикое отторжение, нелюбовь к школе, учителям и образовательному процессу.
…Из всех программ родители поддерживают «Школу России». Интересно, что в гимназии неподалеку от моего дома работают только по этой программе.
– Школа России, – пишут родители, – это базовая программа, которая вынырнула из советской школы. Советская же школа основывалась на российском гимназическом образовании. Даже в непростые революционные годы власть не покусилась на систему традиционного образования. Лишь дополнила его трудовым воспитанием.
Думаю, что наша информация, вам пригодится. К сожалению, для нашего ребенка-первоклассника выбора нет – школа, к которой относится наш дом, практикует две программы – ту самую ПНШ и «Начальная школа XXI века».
Татьяна ЖУРАВОК.