В Омске планируется очередной крупномасштабный проект с громким названием «Зерно Сибири». Чуть ли не главная интрига здесь в транспортировке зерна Северным морским путем. Для этого собранный урожай нужно вывезти на Омский элеватор. В былые времена зерно с полей возили на небольшие элеваторы, расположенные на берегу Иртыша. В Омской области их было около десяти. Из малых элеваторов по Иртышу зерно доставлялось в Омск. Этим занимались небольшие самоходные теплоходы грузоподъемностью 600 тонн. Были они построены в Германии, и речники их называли «немочки».
Из Омска зерно развозили по железной дороге. Никому и в голову не приходило возить его Северным морским путем. Это было абсолютно не выгодно экономически. Хотя тогда и Иртыш, и Обь находились в хорошем эксплуатационном состоянии. Велись дноуглубительные работы, в отличном состоянии была судоходная обстановка. Теперь же и Иртыш, и Обь, и особенно Надымский Бар (это место, где Обь плавно переходит в Обскую губу) требуют основательного дноуглубления.
Теплоходов, способных возить зерно в Омск, нет. Да и малые элеваторы нужно строить заново. А для того чтобы доставлять зерно из Омска на морские корабли, нужны теплоходы класса «река-море», с глубокой осадкой. Даже если представить, что все это у нас появилось «по щучьему велению», то и тогда останутся проблемы. Собранный урожай попадет к потребителю только на следующую осень. Уборочная страда заканчивается в конце сентября, зерно еще нужно просушить и подработать. Морские суда по Обской губе доходят до так называемых «штанов» (место, где Обская губа сливается с Тазовской). Расстояние от Омска туда около 3500 км. При хорошем раскладе 10–12 суток хода. Нужно еще перегрузить зерно на «моряка» и успеть вернуться, хотя бы до Салехарда. Ледостав в Обской губе образуется 12-15 октября. Никак не успеть. Поэтому нужно ждать следующей навигации. Она в Обской губе начинается не ранее конца июня. К потребителю товар поступит в июле–августе. (Пишу это как человек, 37 лет проработавший на речном флоте. Не раз проходил от Омска до Карского моря.)
Потребителями нашего зерна будут китайцы, а они народ деловой, навряд ли будут ждать, когда им доставят товар морем. Они вывезут его железнодорожным и автомобильным транспортом. Тем более зерна этого не так уж и много. А так как полуфабрикат возить выгоднее, чем сырье, то они, скорее всего, наладят мукомольное производство в Омске. А возможно, станут выпускать из муки лапшу. Не ту, которой нас «потчуют» торговля и телевидение, а настоящую, любимое китайцами блюдо.
Если посмотреть на карту, то расстояние от Омска до ближайшего китайского города Маньчжурия в 3–4 раза меньше, чем до любого китайского порта речным и морским путем. Через Алтай до Китая еще ближе…
Полагаю, деньги будут «освоены», как были «освоены» деньги, отпущенные на проекты «Федоровка» и «Метрополитен» (и аэропорт, и метро крайне необходимы Омску). Только вот с трудом верится, что сибирское зерно пойдет в Китай Северным морским путем.
Николай КУЛИКОВ.
Муромцевский район.