2728 июля выпускники Омского высшего общевойскового командного дважды
Краснознаменного училища им М.В. Фрунзе будут отмечать 100летие альма-матер
Красивое здание с шестью колоннами в историческом центре города давно стало визитной карточкой Омска. У этого учебного учреждения непростая, но славная биография. На протяжении 80 лет (1919 –1999 гг.) вуз готовил военные кадры, среди которых немало героев и доблестных командиров, служивших не только в России, но и во всех республиках огромного Союза Советских Социалистических Республик. Эти годы прочно вписаны в 200летнюю биографию Омского кадетского корпуса. Весной 1999 г., когда перестроечной России стали не нужны многие военные училища, было расформировано и Омское высшее общевойсковое командное училище (ОмВОКУ). Но воинское товарищество – это на всю жизнь, и выпускники разных лет периодически собираются, чтобы отметить очередную дату своего выпуска. 100летие – особая веха, которую решено отметить торжественно.
Позабыть нельзя
Курсанты училища всегда гордились историей своего учебного заведения, с которой их знакомили в первые же учебные дни. В советское время никогда не зачеркивали историю России и всегда сохраняли преемственность в воспитании военных кадров. В любом справочнике для поступающих в вузы можно было прочитать, что это одно из старейших военно-учебных заведений нашей страны. Началось всё в 1813 г. с войскового казачьего училища, где воспитывались и получали образование сыновья сибирских казаков. Потом несколько раз наименование учреждения менялось, и прочно вошло в историю как Сибирский кадетский корпус. Среди выпускников были те, кто внес значительный вклад в отечественную науку, прославил русское и советское оружие, сыграл видную роль в победе Советской власти. Воспитанниками Сибирского кадетского корпуса были казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов, писатель и исследователь Сибири Николай Ядринцев, географ и этнограф Григорий Потанин.
В 1889 г. Сибирский кадетский корпус окончил Дмитрий Михайлович Карбышев, ставший крупнейшим военным ученым-фортификатором. Его подвиг в годы Великой Отечественной войны – символ мужества, пример беззаветного служения Родине, гражданского и воинского долга. В его стенах начал путь в революцию Валериан Владимирович Куйбышев, ставший выдающимся государственным и партийным деятелем.
Великий Октябрь открыл новую эпоху, и правительство РСФСР первым делом занялось строительством новой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Весной 1918 г. на базе корпуса готовились к открытию ускоренных курсов по подготовке командного состава РККА, но власть захватили колчаковцы. Работа продолжилась после освобождения Омска. Командный и преподавательский состав военно-учебных заведений РККА в Гражданскую войну формировался, в основном, из бывших офицеров старой армии, и даже колчаковских офицеров. Общая разруха, тиф, нехватка обмундирования – в таких условиях начались занятия на курсах краскомов. Первый досрочный выпуск состоялся 28 июля 1920 г., 23 курсантам, показавшим в ходе боев свою преданность Советской власти, храбрость и умение командовать подразделениями, присвоили звание красных командиров. А в сентябре – ноябре выпустили еще 120 специалистов.
Вскоре курсы преобразовали в пехотную школу, а в 1925 году ей присвоили имя героя Гражданской войны М.В. Фрунзе. В 1937м школа стала военным училищем. За годы Великой Отечественной войны здесь подготовили 23 выпуска – около 6000 офицеров и столько же рядовых и сержантов. 60 выпускников училища стали Героями Советского Союза, 5 – полными кавалерами орденов Славы. На базе училища были сформированы три стрелковые дивизии: 282 Тартуская, 362 стрелковая Верхне-Днепровская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 308 (120) Гвардейская Рогачевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова мотострелковая дивизия. 28 декабря 1944 г. – в день 25летия – училище награждено орденом Красного Знамени. За этими сухими цифрами – успех советских войск в военных операциях, взлеты командиров по карьерной лестнице, трагедии и потери, и, отмечая 9 Мая, мы помним, что более 190 тысяч наших земляков отдали жизни за Победу.
За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил СССР и в связи с 50летием Советской Армии и Военно-Морского Флота в 1968 г. училище наградили вторым орденом Красного Знамени. Выпускники училища сражались в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск в 1979–1989 гг., многие награждены орденами и медалями, многие погибли. В 1999 г. состоялся последний выпуск офицеров. В том же году возродился Омский кадетский корпус, который сегодня обучает подростков с шестого класса. С 2014 г. он относится к Министерству обороны и подчиняется командующему ВДВ. Начальник возрожденного кадетского корпуса – Герой Советского Союза, полковник Николай Васильевич Кравченко.
Быть похожими на героев
Рассказывает выпускник 1978 года, подполковник в отставке, первый секретарь Куйбышевского МО КПРФ, председатель профсоюза военнослужащих Омского региона Анатолий Антонович КАЗАК:
– С детства я рос мальчишкой спортивным, учился в интернате, потому что семья наша жила на кордоне, где отец работал лесником. Любил быть лучшим: участвовал в соревнованиях, на скачках занимал первые места, гонял на велосипеде и на мотоцикле, освоил управление колесным и гусеничным тракторами. Родители и советская школа воспитывали нас в духе патриотизма, и я мечтал стать военным, очень хотелось – моряком. Но получилось так, что, отслужив два года в группе советских войск в Германии, поступил в 1974 г. в ОмВОКУ. Сразу назначили командиром отделения и присвоили звание «младший сержант». Дружеские отношения сложились со старшиной нашей 2й роты Иваном Васильевичем Жилиным, который до сих пор служит комиссаром в Кемеровской области. Командиром роты был Федор Петрович Шмырик, комвзвода – Владимир Васильевич Корнеев, комбат – Николай Дмитриевич Швайко. До сих пор благодарен своим преподавателям – Мельнику, Гуряеву, Кержакову, Пестереву и другим. Среди курсантов нашего выпуска было много суворовцев (ребят из училищ) и солдат (тех, кто отслужил год или два в армии). Мы постоянно соревновались, солдаты знали лучше практику, а суворовцы – теорию. Много внимания уделялось изучению оружия и физподготовке. Многокилометровые кроссы, плавание, кто дольше продержится под водой – каждому хотелось быть лучшим. Увлекался предметами по эксплуатации военной техники – танки, БМП, БТР. Хорошо справлялся с управлением. Настрой у ребят был именно патриотический, любимым крылатым выражением стали слова из фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!» Как же мы хотели быть похожими на героев этого кино! Жизнь курсанта очень многообразна и полна яркими событиями, она формирует личность, шлифует ее. Парень становится защитником своей Родины, защитником своих родных, своей семьи, своих будущих детей. Военные бывшими никогда не бывают – это идет через всю нашу жизнь. И, может быть, поэтому двое из моих пятерых сыновей выбрали военную профессию. После увольнения в запас я занимался защитой прав военных пенсионеров и членов их семей и до сих пор продолжаю это дело. Будучи депутатом Законодательного собрания в 2011 – 2016 гг., помог чернобыльцам и членам их семей по исчислению пенсий. Быть в стороне от общественной жизни сегодня – это не для меня.
Мы все родом отсюда
Рассказывает председатель совета ветеранов училища, полковник в отставке Борис Михайлович ГУРЯЕВ:
– Если следовать истории, то отмечать 100летие альма-матер нужно 28 декабря, но решили, что летом собраться проще. Председателем оргкомитета утвердили Юрия Сергеевича Трубицына, выпускника 1974 года, а его замом – Виктора Романовича Басаева, выпускника 1977 г., бывшего начальника Омского кадетского корпуса. Вообще, у нас традиция – каждый выпуск раз в пять лет на встречи собирается, стараемся не терять друг друга из виду, многие участвуют в общественной жизни. В 2013 г. по инициативе нашего совета ветеранов при финансовой поддержке Омского отделения Российского военно-исторического общества у входа в КПП на улице Короленко установили скульптурную группу – символ кадетского братства. Главная идея композиции – единство трех исторических эпох и всех поколений выпускников омского учебного заведения, служивших в русской, советской армии и служащих в современных российских войсках. Два года назад на средства выпускников отреставрировали памятник М.В. Фрунзе. Пусть менялось название, подчиненность учебного заведения, но мы все – родом отсюда.
Окончил я училище в 1963м, и было мне 23 года. Что было интересного? Да каждый день насыщен событиями. В военных училищах, дислоцированных в Сибири, уделялось особое внимание лыжной подготовке. Например, существовал норматив: «500 сибирских километров». За зиму курсант должен был пробежать на лыжах 500 км. У каждого курсанта была книжка учета пробега, где комвзвода или роты фиксировали дату и количество километров. Поднимут по тревоге – и на лыжню вдоль берега Иртыша! Бывало, и со спортсменами соревновались, старались марку держать. Зимой на неделю в полевой лагерь выезжали. Очень теплую одежду выдавали, в палатке – печь-буржуйка. Летом в поселке Карьер занимались и жили в палатках до белых мух. Вот так ответственно готовили нас к суровым условиям службы. На третьем курсе стажировались в войсках, мы, например, в Белоруссии. Но, несмотря на такую нагрузку, хватало времени и на культурное развитие. Ходили в кинотеатр «Победа» (ныне Свято-Никольский казачий собор) фильмы новые смотреть. Театр музыкальной комедии тоже рядом, цирк – недалеко, у Казачьего рынка, и, конечно, танцы в городском саду.
Практически все выпускники ОмВОКУ стали кадровыми офицерами. Диплом наш очень ценился в советское время во всех областях и республиках страны. Конечно, сегодня в кадетском корпусе программы значительно отличаются от тех, по которым учились курсанты, и далеко не все ребята хотят стать военными. Но в этом году впервые за несколько лет 70% выпускников собрались поступать в военные учебные заведения. Это радует. Мечтаю, чтоб исполнилось мое желание: пусть в Омске будет и кадетский корпус, и общевойсковое училище. Это было бы правильно при современной внешнеполитической обстановке.
Татьяна ЖУРАВОК.
НА СНИМКАХ: Б.М. Гуряев (первый справа) с курсантами, 9 мая 1974 г.; А.А. Казак; Вручение дипломов курсантам.