Конституционный суд РФ предостерёг органы власти от злоупотребления законом о митингах
Конституционный суд РФ предостерег публичные органы власти от злоупотребления законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Дело рассматривалось по жалобе общественного активиста Валерия Тетерина, который, планируя проведение митинга 9 сентября 2018 года с предполагаемым количеством 350 участников и демонстрации 7 октября 2018 года с предполагаемым количеством 100 участников, заблаговременно обратился в администрацию Иркутска. Уведомление ему вернули без рассмотрения как не соответствующее требованиям законодательства о публичных мероприятиях. В частности, организатору митинга указали на то, что им не определены формы и методы обеспечения общественного порядка.
По мнению заявителя, оспариваемые положения содержат неопределенность, что позволяет органам власти произвольно определять, соответствует ли уведомление о проведении публичного мероприятия требованиям, предъявляемым к указанию форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи.
Дело было рассмотрено 28 мая. Во вторник, 18 июня, КС РФ огласил постановление по делу.
Как сообщила прессслужба суда, КС подчеркнул, что меры, предпринимаемые органами публичной власти для обеспечения права на свободу мирных собраний, «не должны приводить к чрезмерному государственному контролю в отношении их организаторов и необоснованному ограничению свободного проведения этих собраний».
Суд отметил, что организатор мероприятия оказывается вовлечен в поддержание общественного порядка в пределах своих возможностей, но основную ответственность за правопорядок и безопасность должны принимать на себя органы власти или их уполномоченные представители и представители органов внутренних дел.
«Следовательно, при рассмотрении органом власти уведомления о проведении публичного мероприятия должны быть исключены любые попытки возложения на организатора заявленного публичного мероприятия подобных обязанностей», – отметил КС, подчеркнув, что схожий подход к соотношению ответственности организатора публичного мероприятия и уполномоченных субъектов власти за сохранение мирного характера его проведения применяет и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Суд добавил, что орган власти должен рассмотреть уведомление организатора мероприятия, даже если считает указанные им формы и методы обеспечения порядка недостаточными. В таком случае власти должны направить организатору мотивированные предложения об изменении (дополнении, уточнении) таких форм и методов. В случае принятия организатором этих предложений органы власти не должны препятствовать проведению мероприятия. Если же согласие не достигнуто, организатор вправе обратиться в суд, который «должен объективно и всесторонне исследовать обоснованность претензий по существу, а также оправданность предложений об изменении указанных организатором форм и методов».
Суды должны рассматривать такие споры в максимально короткий срок, до даты проведения мероприятия, так как без этого судебная защита во многом теряла бы смысл, подчеркнул КС в своем постановлении.
«Иное понимание расходилось бы с правовой позицией КС РФ, по смыслу которой в отсутствие оснований для отказа в проведении мероприятия органы власти должны предпринять все усилия для того, чтобы оно состоялось в избранном месте и в запланированное время, а не пытаться под любым предлогом изыскать причины для невозможности его проведения, а также вступало бы в противоречие с Конституцией РФ», – говорится в сообщении пресс-службы суда.
Дело заявителя подлежит пересмотру.