Казалось бы, странный вопрос. Кто у нас не знает, что «кадры решают всё». Однако всякое категоричное утверждение при определенных обстоятельствах вызывает некоторое отторжение. Иногда кадры решают всё так, что лучше бы вовсе ничего не решали.
И это всё о них
Взять кадры из недавнего нашего прошлого – эпохи губернатора Полежаева и периода губернатора Назарова. Что осталось в памяти у большинства омичей от многомудрого с азиатской харизмой Леонида Константиновича? Безумные по своей расточительности проекты – метро, аэропорт Федоровка и гидроузел. Да еще храмостроительство, говорят, за бюджетные деньги. Как будто во искупление грехов за ранее бездарно истраченные такие же народные деньги.
Устав от непотопляемого Полежаева, омичи ждали перемен. И вот пришел новый губернатор – Назаров. Молодой, технократ, юрист, с подкупающей улыбкой в отличие от снисходительно величественной ухмылки Полежаева. Но период Назарова проскочил както уж очень быстро и почти незаметно. Чем запомнился омичам лучезарный Назаров? Какими достижениями? Теми же глобальнопровальными проектами, доставшимися от предыдущего губернатора и ни на йоту не продвинувшимися. Да еще тем, что практически все ближайшее кадровое окружение – отчасти еще полежаевское, отчасти уже назаровское – угодило за решетку. Причем в большой степени за участие в упомянутых проектах.
А некоторых бывших высокопоставленных чиновников такая участь, возможно, еще ожидает. Да и самому Назарову, наверное, тревожно. Даже в ранге сенатора. Как сказала госпожа Матвиенко после возбуждения уголовного дела против сенатора Агаркова: «Сенаторов с сомнительным прошлым больше нет. Остались только с сомнительным будущим». Это, правда, анекдот. Но в каждой шутке…
Хотя, казалось бы, Назарову все карты были в руки. И ведь такой козырь – газпромовский! Но и с козырями не каждый игрок выигрывает. Кадры, которые при Полежаеве были в какойто мере в тени или на вторых ролях, жаждали полной власти. И уже на следующий год своего правления Назаров стал номинальным губернатором. Фактически же областью рулила оставшаяся на плаву старая гвардия – прикомандированный в правительство генерал ФСБ Бондарев, министр Стороженко, министр Гребенщиков и некоторые другие. А городом так же номинально управлял мэр Двораковский (а потом его врио, фамилию которого большинство омичей уже и не вспомнит). Получалось не очень хорошо, а иногда даже очень плохо. Причем ни одна из долгоиграющих проблем региона так и не была решена. Возникали только новые.
Народ опять ждал перемен.
Смотрите,
кто пришёл!..
И вот исполнять обязанности губернатора назначили справоросса Александра Буркова. Отобранного по системе так называемой «миротократии». (Принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. И, как в нашем случае, независимо от партийной принадлежности.)
Назначенного сверху Буркова ждали с надеждой. Ведь слышали, что подготовка и отбор новой плеяды управленцев были на высшем уровне. Многим импонировало, что они даже со скалы прыгали и под БТР ложились, что твой спецназ. Некоторые по этому поводу, правда, иронизировали. Но в любом случае ждали энергичного человека, способного расшевелить застоявшееся омское болото и создать новую эффективную управленческую команду.
И поначалу энергия Буркова била ключом. В преддверии губернаторских выборов он, как уже опытный политик, бывший депутат Госдумы, поднаторевший в избирательных кампаниях, провел множество различных встреч с разными электоральными группами и сумел заручиться поддержкой всех местных отделений парламентских политических партий. И блестяще выиграл выборы. Однако его управленческая деятельность в качестве врио губернатора была далеко не так блестяща. А то и вовсе несуразна. Про те же долгострои: то будем достраивать метро, аэропорт, гидроузел, то не будем. Полная растерянность, зависимость от чужих мнений. И, видимо, в большой степени от влияния Бондарева и Ко, как предполагали некоторые эксперты, вероятность стать таким же номинальным губернатором, как и предыдущий, оставив реальную власть серым кардиналам.
Нужно было брать власть в свои руки. Но Бурков не решался. Пока, как считают эксперты, не получил «добро» от Москвы (у нас же управленческая вертикаль). И в декабре прошлого года случилось почти невероятное – Бурков уволил пятерых высокопоставленных чиновников, в том числе и вицегубернатора Бондарева.
…И кого привёл
Конечно, каждый новый руководитель подбирает команду единомышленников, людей, которым можно доверять. Правда, Бурков пообещал опираться в первую очередь на лучшие местные кадры. Но никто не сомневался, что будут и варяги. Первыми прибыли ближайшие соратники и советникипиарщики Буркова по прошлой, в основном партийной, деятельности. Ушаков, Заремба, Заев. Они почти сразу заняли большие посты, но поначалу к ним отнеслись довольно снисходительно. Однако со временем варягов становилось все больше и больше. Причем стала очевидной схема, по которой они работают.
Изначально она начала просматриваться на примере пиарщика Зарембы, назначенного вицемэром Омска. По мнению многих экспертов, именно Заремба, не имея реального управленческого опыта, управляет сегодня миллионным Омском. Как может, конечно. А «местный кадр», госпожа Фадина, является фигурой номинальной. Да и какой она может быть, если в отсутствие прямых выборов она, по сути, была назначена на эту должность все тем же губернатором Бурковым с подачи его тогдашнего зама Компанейщикова.
И такая кадровоуправленческая модель очень быстро стала внедряться во всех наших эшелонах исполнительной власти. И даже в бизнес. Варяги или сразу становятся первыми лицами, как министры Лобов и Заев, или становятся замами в ключевых министерствах и других важных управленческих структурах, делая их руководителей номинальными по до боли известной у нас схеме. Как, например, в минздраве, на должность замминистра которого был назначен главврач небольшого городка Свердловской области Александр Павловских. Также ключевыми фигурами стали варяги в омском Фонде капитального ремонта многоквартирных домов, Омскавтодоре, Омскэлектро…
Все «переселенцы» так или иначе ранее были связаны с Бурковым – в основном по партийной работе в Екатеринбурге или Москве, как, например, Ушаков и Лобов.
Омские СМИ (кроме придворных), наблюдая за такой кадровой политикой, стали постепенно выражать тревожное недоумение. И не только засильем варягов, но, главное, их деятельностью.
Писали, например, о безумной идее снести 600 придорожных киосков и построить 100 теплых остановок в виде капитальных сооружений с торговыми функциями вдоль городских магистралей. Говорят, что это идея Зарембы. Если это так, то «руководителю» города, видимо, наплевать, что существующий генплан развития города не предусматривает подобных сооружений. И уж тем более наплевать, что как минимум 1200 омичей останутся без работы. Зато надолго будет обеспечен работой некий бизнесмен Руслан Халидов, призванный из Екатеринбурга строить эти сооружения, а потом, как предполагается, сдавать их омским предпринимателям в аренду за неподъемную для них цену.
Недавно даже обычно сдержанные в оценках «Коммерческие вести» не выдержали творимого новыми кадрами, чуть ли не прямо обвинив в коррупции варяговруководителей Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области. И обратились по этому поводу с заявлением в прокуратуру.
И если бы это был только один повод!
Реформа
как показатель
– У меня сложилось такое впечатление, что эти молодые, но ушлые «кадры», ставленники Буркова, приехали к нам с единственной целью – «срубить и свалить». Это уже видно невооруженным глазом, – говорит директор ООО «Коминформ», член общественного совета при РЭК Омской области Сергей Мизя.
По его мнению, особенно явственно это просматривается на примере проведения так называемой мусорной реформы.
– На сегодняшний день состояние омской мусорной реформы таково, что мутная контора ООО «Магнит» при соучастии питерской электросбытовой компании, собирающей с населения платежи, через платежки соберет огромные деньги по несуразным и коекак обоснованным тарифам, но при этом у «Магнита» и его подрядчика «Экоса», такой же мутной конторы, нет лицензий. Получается, – делает вывод Сергей Мизя, – что они занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Следовательно, все эти деньги могут через суд изъять в доход государства. И на этом реформа закончится...
Кстати, от таких последствий предостерегал еще президент Путин, говоря о недопустимости участия в проведении реформы различных «мутных контор», которые хотят нажиться на реформе, ничего не изменив по сути. В Омской области эти предостережения услышаны не были. Не забили в колокола депутаты Законодательного собрания (кроме фракции КПРФ), не поставили вопрос ребром депутаты городского Совета, да и УФАС и прокуратура не нашли нарушений законодательства в организации и проведении реформы.
Зато генпрокурор РФ Юрий Чайка недавно в числе неблагополучных регионов по проведению реформы назвал и Омскую область.
«В Хакасии, Амурской, Иркутской, Омской областях и в других регионах отсутствует достаточное количество сортировочных комплексов, мусоросжигательных заводов и полигонов. Положительная практика вторичной переработки использованных материалов не удовлетворяется», – сказал Чайка.
Он также отметил, что в ходе прокурорских проверок выявляется множество нарушений в деятельности предприятий, занимающихся сбором, переработкой и утилизацией отходов.
«С целью сокращения затрат ими грубо нарушается технология захоронения, что приводит к причинению ущерба экологии, повсеместно не проводится производственный контроль, не установлены санитарнозащитные зоны, отсутствуют обязательные раз
решения, не ведется учет отходов… повсеместно допускаются факты нецелевого использования бюджетных средств», – отметил генпрокурор.
Но пока это своего рода очередное предостережение. А в Омской области уже назрели конкретные решения. В том числе и по кадрам из номенклатуры губернатора.
Будут ли они приняты? В ближайшее время – не факт. Но чем дольше они будут откладываться, тем хуже. Для губернатора Буркова. Для нас.
Владимир ОТЯШКИН.