Пассажирские перевозки в Омске – это черная дыра в экономике города-миллионника, образованная не без помощи чиновников. Чуть ли не каждый из них – реформатор, и кладезь организаторских способностей с собственным видением развития муниципального транспорта. Одна беда – все они опираются на идею повышения цены проезда. И то верно, поворчит, покряхтит народишко, да и смирится. Другого, мол, выхода нет.
Вот и распропагандированное «снижение» стоимости проезда на муниципальном транспорте по безналичному расчету до 25 рублей показало омичам изнанку цифровизации – с их банковских карт списались за одну поездку суммы трижды. Конечно, потом в мэрии объяснили этот «фокус» тем, что, дескать, проходила замена и настройка коммуникационного оборудования. В связи с этим сдвинулось время выгрузки платежных данных на процессинговые серверы банка… Рапортуют вроде все хорошо, а по факту еще в феврале более половины транспорта не принимала к оплате ни транспортные карты, ни банковские с использованием картридеров. Да и сегодня, департамент, озвучивая достижения в 92% маршрутов, которые принимают транспортные карты, явно лукавит.
Чистота безналичного расчета была поставлена горожанами под сомнение. Ведь у маршрутчиков, тех, кто отважился принимать расчет по картам, такого безобразия не было!
Вообще, с частниками нашей мэрии не всегда везет. Речь, конечно, не идет о «пастухах» – владельцах маршрутов. Те взбрыкнут чуть-чуть, да мигом успокаиваются, потребовав повышения тарифа на проезд: эдакая игра в «плохого-хорошего полицейского», в сфере пассажирских перевозок. А есть другие, кто сам непосредственно работает на маршруте, крутится в том бизнесе, что муниципалитетом считается убыточным, и проявляет чудеса выживаемости.
Так, в 2013 году по итогам конкурса, проводимого департаментом транспорта, перевозчиком на маршруте №322 (ул. Стрельникова – МСЧ9) стал предприниматель Михаил Федоров. На маршрут заявителю была выдана карта маршрута регулярных перевозок, маршрут внесен в реестр муниципальных. По условиям договора он мог работать на маршруте до апреля 2019 года. Да вот оказалось, что маршрут-то этот вовсе не убыточный. Это первое и главное. А второе – он на некоторых участках пересекается с «убыточным» маршрутом муниципального автобуса №22. А значит, для поддержания рентабельности муниципального транспорта департамент в одностороннем порядке разрывает с Федоровым договор.
В августе 2018 года Михаил Федоров начал работу по маршруту №275 (МСЧ9 – ул. Дергачева) – и вновь эффективно, но не долго. В начале этого года указанный маршрут также был исключен из маршрутной сети, якобы за ненадобностью. Опять какой-то муниципальный стал дублировать. Так и хочется воскликнуть: «Что ж за рок-то такой!».
Но есть и третье, самое вероятное. В 2015м по иску областной прокуратуры, с подачи Омского обкома КПРФ, областным судом было отменено решение РЭК области и признано незаконным увеличение тарифа с 18 до 22 рублей (спустя год тариф все же был увеличен до желаемых департаменту транспорта цифр, а в настоящее время тариф составляет 30 рублей наличными). Тогда же лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании Андрей Алехин призывал департамент транспорта навести порядок в сфере частных перевозок с введением системы ГЛОНАСС, чтобы упорядочить налогообложение частного перевозчика и исключить засилье нелегалов в пассажирских перевозках. Одним из экспертов, со стороны обвинения, выступал помощник депутата Алехина Андрей Федоров, который является родным братом Михаила Федорова. Да и сам Михаил коммунист, депутат сельского поселения (КПРФ) как, человек, проработавший 17 лет на рынке пассажирских перевозок, занял принципиальную позицию и предоставил свой транспорт для демонстрации эффективности системы ГЛОНАСС.
По странному (?) стечению обстоятельств именно после проигранного департаментом транспорта судебного спора у Михаила Федорова начались проблемы в бизнесе, вплоть до исключения маршрута (сначала 322, а после и 275) из маршрутной сети. И даже тысячи обращений граждан, десятки запросов депутатов городского, областного и федерального уровней в поддержку предпринимателя не смогли повлиять на ситуацию.
Может, газета сгущает краски? Факты говорят о другом: несмотря на то что практически у всех перевозчиков с 1 апреля нынешнего года закончились сроки договоров и соответственно право на осуществление этого вида деятельности, со всеми приближенными перевозчиками, без проведения конкурсов (!!!), департаментом были продлены договора и выданы маршрутные карта до 31 декабря 2019 года, тем самым лишив права участвовать в конкурсах других предпринимателей. И антимонопольная служба не опротестовала эти действия департамента транспорта, хотя ограничение конкуренции налицо.
Но здесь, как водится, для региональных антимонопольщиков должна прозвучать команда, а не просьба. И желательно свыше. Как сообщила пресс-служба ФАС, глава ведомства Игорь Артемьев поручил региональным отделениям разобраться с ростом цен.
Жалобы на повышение стоимости проезда поступают не только из Омска, но и из других регионов и касаются как внутригородского, так и междугороднего сообщения. При этом билеты зачастую дорожают быстрее инфляции. Словом, не прошло и полгода.
Поэтому вопрос о фактическом запрете на профессию Михаилу Федорову департаментом транспорта мэрии Омска не закрыт. Вот только кто убытки ему будет возмещать? Ужель опять налогоплательщик?
Александр ГУРСКИЙ.