27 марта – День театра, и ныне он особенный – мы отмечаем его в Год театра. Один из крупнейших коллективов Сибирского региона – Омский государственный музыкальный театр. В его репертуаре более 60 спектаклей самых разнообразных музыкальных жанров: от классической оперы до мюзикла и рок-балета. В коллективе работают почти 400 человек, в том числе и мэтры – заслуженные и народные артисты РФ, «легенды омской сцены». В сентябре 2017 года театр возглавила директор Нэлли Александровна Бут. Сегодня она рассказывает о проблемах и планах любимого многими омичами театра.
– Нэлли Александровна, музыкальный театр – сложный и слаженный организм. Что позволило вам довольно быстро войти в курс дела?
– Наверное, любовь к театру, которая родом из детства. В школьные годы занималась в самодеятельном любительском театре в Казахстане, потом был небольшой опыт работы в драматическом театре. Эта дорога привела меня в Алтайский государственный институт культуры на отделение режиссуры театра. По распределению оказались вместе с мужем в городе Таре, где тогда еще не было профессионального театра, а только самодеятельный, на базе районного Дома культуры. Возглавив комитет культуры и искусства администрации Тарского района, приняла участие в создании Северного драматического театра имени М.А. Ульянова. Училась работать с людьми разных профессий, вникала в проблемы и задачи творческих коллективов. Это была большая многолетняя школа.
В 2009 году меня пригласили на должность руководителя Государственного центра народного творчества Омской области. Постепенно накапливался опыт организации масштабных мероприятий, таких как праздник «Певческое поле» и фестиваль «Душа России». Согласитесь, это солидный профессиональный багаж. Конечно, театр, да еще и музыкальный, во многом отличается от тех учреждений культуры, где я работала, у театральных проблем своя специфика, и я готова решать и их.
– Почти сразу после вашего назначения у театра появился девиз «Музыкальный – меняемся вместе с вами!». Что вы вкладываете в эти слова?
– Во всех областях общественной жизни и экономической деятельности происходят постоянные изменения и преобразования. Меняется человек, его потребности, а значит, и наш зритель. Поэтому должен меняться и театр. Пока начали с видимых перемен – стартовали ремонтные работы. Параллельно анализируем репертуар: что сохранить, чем привлечь современного зрителя. Проводятся опросы омичей. В прошлом году мы уже опробовали программы, предполагающие диалог со зрителем – концерты «Лицом к лицу», предсезонный проект на Театральной площади «Встречаемся у фонтана».
Безусловно, будем сохранять классический репертуар. Зритель любит оперетту за положительные эмоции, жизнелюбие, чудесную музыку, классический вокал, танец, искрометный добрый юмор, яркие образы. Будем продолжать знакомить новые поколения с оперой, балетом, ведь наш театр – синтетический, объединяющий разные направления. Уже родился проект «Притяжение классики». Первые зрители побывали в музыкально-театральном салоне «Зазеркалье» – это цикл просветительских концертов, предполагающих знакомство с шедеврами мировой музыки.
Считаю, что больше нужно уделять внимания маленькому зрителю – тот, кто полюбил театр в детстве, будет приходить в него всю жизнь. И есть задача – расшевелить и увлечь родителей. Для них предлагаем театрализованное представление – цикл концертов «Четыре сезона для оперы». Например, 5 апреля можно с головой окунуться в «Весну». Самые известные оперные хиты, ансамбли и балетные дивертисменты в исполнении ведущих солистов, артистов хора и балета в сопровождении симфонического оркестра никого не оставят равнодушными.
– У вас уже сложилась команда, которая определяет творческий почерк театра?
– Мне больше нравится слово «единомышленники». Репертуарная политика, конечно, во многом зависит от главного режиссера. На эту должность в прошлом году приглашен Александр Юрьевич Лебедев, до этого успешно работавший главным режиссером Новосибирского театра музыкальной комедии. Он – дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссер оперетты/мюзикла», за четверть века творческой жизни создал более 60 спектаклей. Его мама работала в Омской музкомедии и первой его ступенькой в профессию была Шебалинка. Но самое главное – он умеет ставить и оперу, и мюзикл, ищет новые подходы, чтобы привести в театр увлеченного зрителя, и заинтересован в решении проблем нашего театра.
Главный дирижер Юрий Аркадьевич Соснин, главный балетмейстер Надежда Станиславовна Калинина, главный хормейстер Ангелина Геннадьевна Барковская и главный художник Сергей Сергеевич Новиков – уже давно знакомы омским театралам. Считаю, что с такими единомышленниками нам удастся реализовать планы по перезагрузке – обновлению театра. Тем более что коллектив уже начал пополняться молодыми танцовщиками и вокалистами.
– Больная тема для многих наших объектов культуры – ремонт, а зданию Музыкального уже 37 лет. Что уже удалось? И что дальше?
– Получилось пока немногое, но и это радует. Заменили, в частности, кресла в зале и диваны в фойе второго этажа. Зрители отмечают, что стало удобнее и даже наряднее. Заменили витражи первого этажа, и зимой здесь стало значительно теплее.
Необходим хороший балетный пол на сцене. Сейчас благодаря современным технологиям разработана многослойная система с амортизирующим слоем, что снижает нагрузку на суставы и позвоночник. Очень надеемся, что в этом году получится приобрести, ведь именно на нашей сцене будут проходить соревнования юных танцоров в рамках XIX Молодежных Дельфийских игр России в 2020 году, местом проведения которых выбран Омск.
Мало света на сцене, а хорошее световое театральное оборудование стоит десятки миллионов рублей. Нужно менять и звуковое оборудование. Подумать и о гримерках артистов, чтобы им было комфортно. Не хватает помещений для репетиционных залов, хранения декораций, костюмов. Когда театр сдавался, он фактически был не достроен, есть проект – все эти помещения должны были строиться с тыловой стороны здания, там даже оставлена площадь под строительство. К сожалению, этого не случилось. Обновления требуют музыкальные инструменты, костюмы – всех наших узких мест не перечесть. Сегодня региональное правительство, министерство культуры активно помогают.
– Какие традиции, сложившиеся в театре почти за 73 года его деятельности, сохраняются?
– Прежде всего, бережное отношение к кадрам. В этом году у нас много юбиляров, среди них народный артист России Владимир Арсеньевич Никеев, заслуженные артисты России Татьяна Владимировна Боброва, Владимир Емельянович Миллер. На них равняются молодые. Театр учредил медали, которых удостаиваются лучшие: медаль «Татьяны Павловны Бобровой» (долгие годы она работала главным хормейстером. – Авт.) и медаль «Георгия Валерьяновича Котова» (народного артиста РСФСР, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», «Легенды омской сцены». – Авт.).
В прошлом году у входа в театр была демонтирована Аллея звезд. В ближайшее время звезды займут достойное место: планируем разместить Галерею выдающихся мастеров сцены в театральном фойе.
– Традиционно для театров лето всегда было связано с гастролями. А как сейчас?
– Подали заявку в федеральную программу «Большие гастроли» – пока нас не берут. Очень затратно. Судите сами, должны ехать артисты, занятые в спектаклях – это солисты, хор, балет, оркестр, реквизит, костюмы, технические работники! И это огромный по объему багаж. Но на 425летие города Тары летом поедем обязательно. Мы уже побывали там на фестивале «Сотоварищи», и зрители принимали нас очень тепло. Повезем балет и концерт популярных произведений – 150 человек. Хлопотно, но любовь зрителя дороже.
– 2019й объявлен Годом театра. Какими спектаклями, концертными программами и мероприятиями Музыкальный порадует омичей?
– Хочу пригласить на не такие уж давние премьеры. Это балет «Эсмеральда», который вошел в престижный лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» по итогам сезона 2017/18. Это мюзикл «Дубровский» на музыку современного композитора Кима Брейтбурга, он интересен людям разных поколений и музыкальных предпочтений.
День театра встречаем премьерой мюзикла «Любовь под прикрытием». Зрителя ждет лихо закрученная комедия положений с невероятными комическими ситуациями, интригами, азартом, музыкой Дж. Гершвина, В. Колло, Г. Миллера, виртуозной игрой артистов, и, конечно, любовью! А в мае приходите на премьеру балета «Золушка» на потрясающую музыку Сергея Прокофьева. Необычайно красивый яркий спектакль для всей семьи, и мы все постараемся, чтобы омичам понравилось.
КСТАТИ, цены на билеты вполне доступные: на детский спектакль – 150–200 рублей, на спектакли вечернего репертуара – 300–500 рублей.
Татьяна ЖУРАВОК.