Индекс потребительской уверенности россиян в IV квартале 2018 года подошел вплотную к «дну» кризиса периода 2016 года. Так, с 19 до 23% возросла доля потребителей, заявивших об отсутствии свободных денег и вынужденных тратить все доходы только на базовые потребности. До 32% (с 36%) упало число тех, кто может позволить себе купить новую одежду и обувь, с 29 до 24% – тех, кто может разрешить себе развлечения. Об экономии на этих расходах заявили 64% респондентов. Сократилась – с 19 до 18% – и доля позитивно оценивающих перспективы на рынке труда на ближайшие полгода. Тех, кто ждет финансового благополучия, стало меньше на 1 процентный пункт (30%), а доля респондентов, готовых к тратам, увеличилась с 19 до 21%.
Сделать заначку – не получается
Согласно материалам Росстата, большая часть доходов россиян уходит на текущее потребление и обязательные платежи. Так, отмечает ведомство, в прошлом году доля денежных доходов россиян, направленных на сбережения, составила 5,6%. Ниже этот показатель был в 2008 году. Тогда он составил 5,4% доходов. В 2017 году на сбережения было направлено 8,1% доходов, а годом ранее – 11,1%. Основная причина уменьшения доли сбережений в структуре использования доходов, – сообщает РБК, – падение реальных доходов населения.