Неожиданные и даже причудливые формы приобретает ход мусорной реформы в нашей стране. Как сообщил Интерфакс, премьер-министр РФ Медведев специальным постановлением заморозил тарифы на вывоз мусора – на уровне 2018 года. И основной задачей назвал не только перестройку всей «мусорной» отрасли, но и недопущение резкого и необоснованного скачка тарифов на вывоз мусора.
Не обошел эту тему и президент РФ Путин – в ежегодном послании Федеральному собранию. Он подчеркнул, что так называемая мусорная реформа не должна заключаться только в сборе средств с населения. По его словам, это будет лишь профанацией, за счет которой будут наживаться «мутные конторы»…
Судя по этим высказываниям, наши небожители в курсе того, что творится на земле – у так называемых рядовых граждан. И посылают сигнал местным чиновникам. Но до них, кажется, еще не доходит.
Некомпетентность или сговор?
После публикации в «Красном Пути» (№3, 23 января 2019 года) статьи «Что деньги? Мусор…» на заседании Законодательного собрания Омской области по инициативе депутата Андрея Алехина был заслушан доклад министра природных ресурсов и экологии Ильи Лобова. Он рассказал о продвижении мусорной реформы и ответил на вопросы депутатов. В том числе и на поставленные в упомянутой публикации. Однако от обсуждения главного принципиального вопроса – о законности утверждения ООО «Магнит» в качестве единого регионального оператора – Лобов, по сути, увильнул. Все, мол, законно. Лицензия на эту деятельность у «Магнита» есть. Решение принято. Точка.
И это в то время, когда гендиректор «Магнита» Сергей Шевченко (на снимке) направо и налево дает интервью, в которых без тени смущения признается, что лицензии у регоператора до сих пор нет. И получит он эту лицензию только после того, как введет в эксплуатацию мусоросортировочный завод. И никто из наших чиновников, в том числе и Лобов, ничего предосудительного в таком положении не видит. Между тем Лобову, прежде чем выступать перед народными избранниками по такой серьезной теме, взять бы да и заглянуть в документацию нашего министерства строительства и ЖКК о проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора, которая была опубликована в мае 2018 года. В условиях конкурса, сформулированных самим же министерством, в числе основных требований к участникам конкурсного отбора черным по белому написано: «наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 14 классов опасности…»
То есть эту лицензию участник конкурса должен был иметь еще ДО процедуры проведения конкурса, а не ПОСЛЕ. А значит, в отсутствие таковой не имел законного права даже участвовать в конкурсе. А он участвовал и победил. Но и после этого лицензию так и не получил…
Впрочем, депутаты ЗС по большому счету должны были задавать эти вопросы не Лобову, а министру строительства и ЖКК области Антону Заеву, который продолжил дело своих предшественников, изначально готовивших эту документацию – тогдашнего и.о. министра Фрикеля и специалистов министерства. И не мудрствуя лукаво (или мудрствуя?), подписал с «Магнитом» соглашение, не удосужившись удостовериться в качестве и юридической чистоте проведения конкурсного отбора. Впрочем, эти вопросы, наверное, уже в компетенции ФАС и прокуратуры.
Однако и Лобову не мешало бы вникнуть поглубже в эту тему – ведь именно его министерству от минстроя передаются полномочия по реализации реформы и ему придется в будущем нести ответственность за грехи предшественников.
Но это еще не все нестыковки по конкурсу. В откликах на упомянутую публикацию интересующиеся темой люди напомнили, что первоначально в требовании к участникам конкурса, объявленного 28 мая 2018 года, заявлялся обеспечительный платеж в сумме 200 миллионов рублей. И тогда заявку на участие подали три претендента. Кроме пришлого «Магнита» еще две омские компании, занимающиеся «мусорным» бизнесом и в отличие от «Магнита» имеющие соответствующую материальную базу. Однако 4 июля 2018 года минстрой в лице и.о. министра Фрикеля вдруг по непонятным для многих причинам вносит изменение в условия конкурса, и сумма, необходимая для участия в нем, повышается до 250 миллионов. И омские фирмы «отпадают». Можно предположить, что не успевают в срок собрать по 50 «лимонов». А можно предположить и другое… Например, договоренность этих фирм с «Магнитом» об участии в бизнесе по транспортировке мусора на очень привлекательных условиях. В любом случае работа с «Магнитом» и его подрядчиком «Экосом», впоследствии единолично выигравшим тендер, объявленный «Магнитом» на транспортировку мусора стоимостью почти в 6 миллиардов рублей, для омичей выглядит гораздо выгодней.
Но и это еще не все. Одним из важнейших требований к регоператору являлось наличие у него безотзывной банковской гарантии. И такое наличие у некоторых специалистов вызывает большое сомнение. По их мнению, поскольку такая гарантия должна быть в сумме не менее 10% от годовой выручки получателя, и исходя из суммы около 6 миллиардов, по которой «Магнит» провел торги на транспортирование мусора, банк должен был выдать гарантию на сумму более 500 миллионов рублей. Чтобы выдать такую гарантию, сам банк должен иметь капитал не менее миллиарда рублей. В Омске самостоятельных банков с такой капитализацией нет. Есть филиалы крупных российских банков, но им не разрешается выдавать подобные гарантии.
Но главный вопрос в другом: какой банк мог решиться выдать безотзывную гарантию на такую значительную сумму микропредприятию, у которого, как говорится, нет ни кола ни двора? Нет ни земли, ни недвижимости, ни капитальных зданий и сооружений, ни транспорта, ни более-менее работающего на момент конкурсной заявки бизнеса. И тем более не было и нет лицензии на право заниматься такой предпринимательской деятельностью. И в случае чего чем получатель гарантии ответит перед банком – 10 тысячами уставного капитала?
Некоторые компетентные в бизнесе люди в разговоре со мной категорически утверждали, что «Магнит» в принципе не мог получить такую гарантию. Для этого ему надо было иметь как минимум 2–3 миллиарда свободного капитала. И делали совершенно «убойный» вывод: «Магнит», видимо, эту гарантию просто-напросто … подделал.
Конечно, мне как журналисту, не специалисту в таких вопросах, было бы совершенно безответственно соглашаться с таким выводом. Я и не согласился. Но, как говорится, осадок остался.
Кем управляется «Магнит»?
Странный и даже «причудливый» на первый взгляд вопрос. Как кем? Есть же генеральный директор Сергей Шевченко. Его уже все у нас знают. Им «Магнит» и управляется. Ан нет…
13 февраля 2019 года Сергей Шевченко подписал договор «на передачу полномочий единоличного исполнительного органа ООО «Магнит» управляющей организации». То есть мусорной реформой теперь будет руководить не регоператор «Магнит», а управляющая им организация: мало кому известное ООО «Стандарт Рециклинг Групп» (ООО «СРГ») – микропредприятие, зарегистрированное в 2017 году в Нефтеюганске с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Договор на право управлять «Магнитом» с гендиректором Шевченко подписал некий Александр Боткачик. Он является гендиректором ООО «СРГ». Но, скорее всего, номинальным. И о нем пока нечего сказать. А единственным учредителем ООО «СРГ» является некий Андрей Шершнев. Он, вероятно, и будет главнокомандующим на омском мусорном фронте. Во всяком случае, договор с нашим (теперь уже номинальным?) регоператором дает «управляющей организации» самые широкие полномочия.
Кто такой Шершнев? По данным ЕГРЮЛ, учредитель 11 коммерческих фирм. Его бизнес общирен географически – Москва, Тюмень, Нефтеюганск, Красноярск. И причудливо разнообразен по содержанию – от деятельности «по организации и проведению азартных игр и заключения пари» и «по предоставлению ломбардами краткосрочных займов» до строительства жилых и нежилых помещений и торговли самыми разнообразными продуктами. Правда, одни предприятия Шершнева уже обанкротились, а часть других имеет «отрицательные финансовые индикаторы». Единственное предприятие, получающее более-менее приличную прибыль, находится в Тюмени. Занимается «подачей напитков»…
И вот такой крутой бизнесмен теперь будет у нас определять тактику и стратегию проведения мусорной реформы.
Конечно, создание управляющих организаций и подобные сделки с «управляемыми» законодательно не запрещены. Они создаются, например, в крупных холдингах с множеством дочерних компаний – для координации их работы. Но в нашем случае передача функций регоператора управляющей организации вызывает, мягко говоря, недоумение. Тем более что деятельность «Магнита» не просто банальное предпринимательство, а регулируемый государством бизнес, и оно в лице регионального правительства доверило «Магниту» право проводить важнейшую реформу. Так какого же рожна «Магнит» передал это право какой-то непонятной «конторе»!
Грубо говоря, зачем Шевченко «отдался» Шершневу? Причем собирается ему (вернее, ООО «СРГ» как управляющей организации), согласно договору, перечислять ежемесячно 2,5 миллиона рублей (30 млн в год) за оказанные услуги.
Ответ на этот вопрос может быть до банальности простым и тоже довольно грубым. Если учесть, что у истоков создания ООО «СРГ» стоял сам Шевченко, он был и соучредителем и руководителем этой фирмы и он же теперь с ней заключил этот договор, то можно подумать, что два с половиной «лимона» – это не оплата каких-то там услуг, а всего лишь неплохая добавка к «чьей-то» (догадайтесь, к чьей) зарплате…
Но это всего лишь предположение. Версия. Возможно, Шевченко как медийный персонаж эту версию в ближайшее время разобьет в пух и прах. И хорошо бы – хоть что-нибудь да прояснится. А пока…Чем дальше в лес, тем больше дров. И все новые и новые вопросы, которые теперь и задавать-то не понятно кому. То ли управляющим, то ли управляемым, то ли прокуратуре.
Вот один из самых новых – тоже из категории «причудливых». Почему «Магнит» в договорах с омским министерством и с ООО «СРГ» ставит две разные печати? Они похожие. Со сложными рисунками, но все же разные. Причем, как обратили внимание некоторые дотошные омичи, на печатях изображены символы, схожие с масонскими…
Про масонов, конечно, несерьезно. А в остальном… Ну не мутная ли контора – этот «Магнит»?
Владимир ПОГОДИН.