В одном из предыдущих выпусков газеты мы рассказали о версиях появления в Омске одного из его рынков, носящего название «Хитрый». А вот что же кроется в названии одной из омских окраин – Порт-Артур?
Старожилы Омска (их теперь единицы) помнят наш сибирский губернский город совершенно другим. Оплот царской власти, чиновничества, военщины и купечества в Западной Сибири, он, по словам Максима Горького, «необъятного края необъятного горя», являл собой полное пренебрежение к человеку и его жизни. Несколько десятков казенных и купеческих каменных зданий и море серых, пропыленных деревянных и саманных домишек. Тогдашняя архитектура Омска – купеческие лабазы и особняки, церкви, тюрьмы, кадетский корпус, казармы и возвышающийся над всем дворец губернатора. А по окраинам, где селился мастеровой люд, – трущобы всячески слепленных и сколоченных «Нахаловок», «Сахалинов», «Порт-Артуров». На весь город единственный пятачок зелени – сад при дворце губернатора с надписью на воротах: «Собакам и солдатам вход запрещен». А вокруг пыль по щиколотку, грязь по колено на всех улочках и в переулках, названия которых говорят сами за себя: Атаманская, Сиротская, Казарменная, Тюремная, Скорбященская и масса других, не менее печально именованных.
Но остановим внимание на Порт-Артуре. Это название появилось в начале ХХ века во времена русско-японский войны 1904–1905 годов. Небольшой строящийся на берегу Иртыша городок рядом с железнодорожным мостом и был назван в честь дальневосточной крепости. Первыми поселенцами явились железнодорожники.
Существует как бы чисто визуальная граница, отделяющая Порт-Артур от основного городского массива. Окрестное население считает ею железнодорожную полосу.
В лабиринты омского Порт-Артура ведет со стороны центра города тоннель. Он когда-то был предназначен в основном для проезда гужевого транспорта и нынче, чтобы разъехаться встречным автомобилям, приходится одному из их потоков пережидать, особенно если в проем железнодорожной насыпи втягивается длинная большегрузная машина. Высота старинного, но испытанного временем на надежность тоннеля, над аркой которого бегут пассажирские и товарные поезда, не позволяет проезжать крупногабаритному транспорту и перевозить большие строительные конструкции, поэтому грузовики идут на многокилометровый объезд, дабы попасть по назначению в сам город.
За нашим Порт-Артуром долгое время была закреплена дурная слава. Да и до сих пор некоторые омичи отзываются о нем не лестно. Отчего же пошло такое мнение? Почему этот микрорайон закрепил за собой репутацию бандитского поселения? И вообще, что это такое – город или деревня?
Чтобы пролить свет на эти вопросы, необходимо взглянуть на него изнутри. Кроется ответ скорее всего в особенности тех людей, что обитали здесь раньше и которые живут теперь.
Порт-Артур – многонациональный район. Если в каком-нибудь ином районе живут отдельные представители казахов или цыган, то здесь их очень много. Однако, как утверждает научный руководитель, доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ М.Л. Бережнова: «Отличительной чертой этого места является практически отсутствие национализма у русского населения. Напротив, русские учителя совместно с казахами в школах организуют казахские кружки, поддерживают сложившиеся веками традиции. Нередко устраиваются вечера цыганской песни».
Однако, что скрывать, порой поведение цыган вызывает у портартурцев антипатию. Отрицательные настроения к ним стали появляться тогда, когда «сибирские бароны» стали ставить на местных улицах, рядом с зачастую неказистыми домами двух- и трехэтажные особняки, обнесенные высокими кирпичными оградами.
Лишь в восьмидесятые годы прошлого столетия в Порт-Артуре появились первые девятиэтажки, а до этого все жилье здесь было однотипным: приземистые деревянные строения да вросшие наполовину в почву домишки из пласта да самана. И даже когда строительная индустрия вовсю захватила Омск, здесь все так же продолжали стоять и стоят до сих пор частные дома. Следовательно, и стоимость жилья здесь, на окраине, была не высокой. Она привлекала бедных и «темных» людей.
А почему в свое время снискал этот участок общей территории Омска славу бандитского, не сложно понять: выживать бедноте приходилось и разбоем, и грабежами. Наш Порт-Артур был известен даже в столице: однажды одна из московских газет сообщала о находчивых мужиках, которые, научившись тормозить поезда, за несколько минут «снимают» с него столько угля, что и себе хватает на зиму топить печи и соседу продать.
Омский историк Д.А. Алисов назвал культуру Порт-Артура гибридной между деревенской и урбанистической. Эта среда привлекает людей из сельской местности, которые предпринимают попытки начать городскую жизнь. Многие омичи, живущие в центре, считают Порт-Артур деревней. Однако нынче ему подходит иное название – спальный район.
Пройдемся по территории Ленинска, заключенной между улицами Воровского и Первой Трамвайной. Именно она и включает в себя жилой массив, именуемый в народе изначально и поныне Порт-Артуром. И усомнимся: вряд ли это героическое название имеет отношение к русскому порту в Китае. Все гораздо проще, чем кажется. Для строительства омского железнодорожного моста, который как раз проходит в нашем Порт-Артуре, с Дальнего Востока были привезены заключенные. Они до этого строили такие же мосты через Амур в Маньчжурию. В те времена мост и новое поселение находились еще не на территории Омска, а в Ленинске. Горожане к вынужденному соседству с зеками относились холодно и окрестили этот район в честь неспокойного порта, а заключенных называли «порт-артурцами».
Строители моста были не последней «делегацией» с Дальнего Востока. Очередная порция зеков приехала строить заводы, а впоследствии была амнистирована и осталась в нашем городе навсегда. Как и осталось название – Порт-Артур и другие, о которых мы расскажем в следующих номерах нашей газеты.
Валентина КУЧКОВСКАЯ.
НА СНИМКАХ: тоннель под железнодорожным полотном; от старинного кладбища (уже перепаханного) осталась только часовня; контрасты современного Порт-Артура.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.