Министерство образования России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников.
Эти внеурочные занятия облекаются в разные формы – кружки, факультативы, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ». Проводятся они как «нулевые» или, наоборот, восьмые-девятые уроки, а также в выходные дни.
Вообще-то «школьный» СанПин 2.4.2.282110 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше). Фишка в том, что санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Причем, зачастую непонятно, чем отличается урок алгебры от факультатива по алгебре: там и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.
Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию: образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части). При этом закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом. Но летом 2017 года Минобрнауки РФ разослало методические рекомендации, в которых прямо сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».
Министерство, созданное после мартовских выборов Путина, представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.
Что удивляет в этом «закручивании гаек» – к чему так нагружать подрастающее поколение, если не развивается экономика, не строятся предприятия – где будут работать эти сверхобученные граждане? Их готовят для заграницы?