Садоводом стать меня заставила лет пятнадцать назад жизнь. И несмотря на то что было мне тогда чуть больше тридцатника, к земле я прикипел довольно быстро. Да и моей супруге, подарившей мне к тому времени дочь и сына, нравилось выращивать на шести сотках не только помидоры, огурцы и другую овощную мелочь, но и цветы. Была машина, хотя и старенькая, доставшаяся от тестя, поэтому свой дачный пятачок мы посещали довольно часто. Дети с удовольствием копались вместе с нами на грядках, а так как я вознамерился построить на своем земельном участке небольшой домик, сын тоже стучал молотком, рубанком и ножовкой научился владеть. Ему это пригодилось: обзавелся семьей и занят за городом строительством своего жилья. Дочь вышла замуж за деревенского паренька. Умеет многое, так как с детства не чуралась простой работы, к ней мы приучали ребят и не жалеем теперь, что выросли они не белоручками.
Сейчас, так как сбиться на новый автомобиль не получается, а «москвичок» уже отслужил свое с лихвой, я добираюсь до дачи, что расположена на территории СНТ «Автомобилист-2», автобусами 144 маршрута, следующими туда от остановки «Поселок Солнечный». И нередко, особенно по выходным дням, вижу, что этим же транспортом добирается до садоводства «Факел-1» далеко уже не молодая женщина с мальчиком лет девяти-десяти. Тот воспитан, помогает бабушке сойти с автобуса, всегда нагружен. Приятно наблюдать за этой парой: по всему чувствуется, что парнишка из тех, кто с детских лет приучается к труду. А это теперь, к великому сожалению, редкость. Знаю, что подростков, чтобы поучаствовали они в садовых работах, практически единицы. Ну не хотят ребята и девчонки попотеть, вскапывая землю, освобождая ее от сорняков. И ягоды помочь собрать особо нет желающих. В этом убедился воочию, так как в салоне автобуса школьников не наблюдаю. Исключения редки.
Почему? Ну, во-первых, «кусается» плата за проезд. Детский билет стоит всего лишь на три-четыре рубля меньше, чем для взрослого пассажира. А это весьма накладно, ведь проезд на дачный участок и обратно тянет, если и по городу две-три пересадки делать, в двести с лишним рублей. Для несовершеннолетнего только! Потому бабули, которые имеют право на льготный проезд, экономят, не особо зазывая юных помощников с собой на грядки. А это значит, не передают им свой садово-огородный опыт, не приучают сызмальства к труду.
Кстати, людей моего возраста и помоложе тоже в автобусах, следующих на дачи, раз-два и обчелся. В основном ездят люди, давно перешагнувшие пенсионный рубеж. Ездят, пока ноги держат, сетуя, что их дети и слышать не хотят ни о какой поездке на дачи, ссылаясь на занятость, усталость и просто из принципа, что это не про них, прекрасно, дескать, обойдутся и без огородной продукции.
Не спорю. Однако хочу опять вернуться к плате за проезд в садовых автобусах: с детей брать деньги за него не следовало бы. Неужели от этого государство бы обеднело? А вот ребятишки бы, выезжая со взрослыми на пресловутые шесть соток, за три каникулярных месяца здесь бы и закалились, надышавшись вволю свежего воздуха, и окрепли физически, привлекаемые к посильным работам на земле.
Илья БЕРЕСТОВ,
строитель-монтажник.