К 100летию принятия Конституции РСФСР 1918 года
В СЕРЕДИНЕ июля нас ожидает мощная информационная атака, связанная со смертью «царственного страстотерпца», получившего в народе прозвище «Кровавый». Гибель семьи бывшего императора в огне гражданской войны ничем не отличается от гибели тысяч семей большевиков, которые стали жертвами террора мятежного Чехословацкого корпуса, этого тарана против Советской власти в руках интервентов, а также поддержавших их деятелей Белого движения. Тем не менее, смерть Николая Романова в очередной раз будут обыгрывать в антисоветской пропаганде.
Однако в июле 1918 года произошло событие, имевшее в истории нашей страны гораздо большее значение. Сто лет назад, 10 июля 1918 года была принята первая Конституция России. После опубликования в газете «Известия ВЦИК» 19 июля она стала действующей. Многие годы лучшие умы нашей страны добивались от правителей этого шага. Но сделали его именно Советская власть и партия большевиков. Именно они сумели увидеть в российском народе граждан и кодифицировали их права в Основном законе страны. Этот день по праву заслуживает того, чтобы его всенародно праздновать.
ВОПРОС о принятии в России конституции стоял на повестке дня с конца XVIII века. А в 1809 году М.М. Сперанским был представлен вполне реальный проект основного закона. Однако самодержавие за весьма внушительный исторический срок так и не смогло решить эту задачу. Наиболее прогрессивная часть правящего класса в лице декабристов разрабатывала свои проекты, но печальная судьба их восстания хорошо известна.
Дважды самодержавие вплотную подходило к принятию конституции. Первый раз во время реформ Александра II. Проект основного закона был разработан под руководством М.Т. Лорис-Меликова, но вслед за конституцией Сперанского отправился в долгий ящик. Второй раз к этому шагу толкнул правительство Николая II революционный взрыв 1905 года.
Апологеты монархии периодически пытаются выдать Манифест 17 октября 1905 года за конституцию, хотя он таковым, безусловно, не является. Более того, широко известно, что Николай II пошел на этот шаг против своей воли, в условиях двухмиллионной стачки.
Что показательно, монарх так и не смог простить председателю Комитета министров С.Ю. Витте то, что тот сумел настоять на выпуске Манифеста. Сергей Юльевич вскоре был им вышвырнут из политики. Отношение последнего государя к нему лично и к государственным делам в целом ярко иллюстрирует следующая цитата. В своем письме матери 26 января 1906 года Николай II пишет: «Занятий у меня страшно много, но бог помогает скоро управляться. Трепов для меня незаменимый, своего рода, секретарь. Он опытен, умен и осторожен в советах. Я ему даю читать толстые записки от Витте, и затем он мне их докладывает скоро и ясно. Это, конечно, секрет для всех!»
До февраля 1917 года вся полнота власти оставалась в руках этого недоразумения в императорской короне. Николай II не раз использовал возможность распустить Государственную думу или блокировать ее решения. В этом смысле, Дума, особенно после разгона первого созыва, не может считаться законодательным органом. Она мало чем отличалась от средневековых собраний нобилей – как по роли в государственном управлении, так и, в особенности, по составу депутатского корпуса.
Пойти до конца по пути конституционной реформы самодержавный режим не смог, что во многом и предопределило его падение. Царизм не раз умел оказываться поразительно глух к требованиям общества, и вопрос о конституции не стал исключением.
Эту традицию уже после отречения Николая II от престола продолжило и Временное правительство. Даже на то, чтобы решиться провозгласить Россию республикой, потребовались месяцы. До того бывшие думские сидельцы, ставшие министрами Временного правительства, лелеяли планы по установлению конституционной монархии.
Когда же 1 сентября (19 августа) 1917 года министр-председатель А.Ф. Керенский подписал постановление о провозглашении республиканского строя, то оно уже мало кого тронуло на фоне событий, бурно развивавшихся после Июльского кризиса и Корниловского мятежа. И если ознакомиться с текстом этого документа, то он производит впечатление сиюминутного, едва ли не на коленке написанного: «...государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику. Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясенного государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем». Понятно, что главным содержанием здесь является не преобразование страны, а отчаянная попытка Керенского зацепиться за власть.
ДЕЙСТВИЯ большевиков после Великой Октябрьской социалистической революции разительно отличаются от неуклюжих телодвижений их предшественников. Первые декреты Советской власти носили концептуальный характер и уже сами по себе давали начало формированию нового типа государства и общества.
В начале 1918 года из-под пера В.И. Ленина вышел проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», по сути – прототипа будущей конституции. Значение этого документа в истории России столь велико, что даже современные неангажированные исследователи смело относят его к памятникам политической истории и права. К примеру, в электронной базе системы «Гарант» он сегодня находится в списке актов конституционного значения.
16 (3) января 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет рассмотрел и принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Ленинская Декларация подтверждала основные декреты и постановления II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, ВЦИК и СНК. Она вошла в дальнейшем первым разделом в текст первой Конституции.
Декларация провозглашала:
1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;
2) Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.
Декларация была оглашена на заседании в Таврическом дворце 18 (5) января 1918 года. Проект представлял председатель ВЦИК Я.М. Свердлов. Одновременно он был и депутатом собрания от Симбирской губернии. Однако, как известно, большинство в Учредительном собрании составили противники революции – главные политические банкроты 1917 года кадеты и составившие им компанию меньшевики с правыми эсерами. Они изначально заняли позицию саботирования по отношению к первым шагам Советской власти и попросту отказались обсуждать проект документа, отвергнув заодно и первые декреты Советской власти. Именно после этого большевики, а затем и левые эсеры покинули зал заседаний. Оставшиеся делегаты уже не имели права принятия решений из-за отсутствия кворума. Поэтому честь принятия Декларации принадлежит не осколкам буржуазного строя, а подлинно народным органам власти.
– 25 (12) января Декларацию первым принял III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. После присоединения к нему участников III съезда крестьянских депутатов состоялось повторное голосование. III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 31 (18) января 1918 года Декларация была принята в своей окончательной редакции единогласно.
Среди основных положений этого документа многие звучат очень злободневно:
– отмена частной собственности на землю и ее социализация;
– объявление национальным достоянием лесов, недр и вод общегосударственного значения;
– рабочий контроль над заводами, фабриками, рудниками и железнодорожным транспортом;
– национализация банков.
Съезд обозначил подготовку конституции в качестве одной из приоритетных задач Советской власти, что отражено в резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики».
ОДНАКО в феврале-марте 1918 года резко обострилась международная обстановка, началось наступление германской армии. Осложнилось и внутреннее положение Советской России. В этих условиях работа ВЦИК над проектом Конституции была временно отложена. И только после заключения Брестского мира Советская власть получила возможность заняться организацией государственного строительства и управления.
Для форсирования работы над Конституцией были другие причины. Еще до Октябрьской революции в стране возникли областные объединения Советов из нескольких губерний, составляющих определенный экономический район. После революции эти области были узаконены. Однако областные объединения часто дублировали функции и вступали в противоречие с центральными органами, и вскоре стало очевидно, что, по сути, они являются лишним звеном между губерниями и всероссийскими органами.
Конституционная комиссия, созданная в апреле 1918 года, состояла из 15 человек. Ее членами стали: от большевистской фракции ВЦИК – Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от левых эсеров – Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от эсеров-максималистов А.И. Бердников (с правом совещательного голоса). Представителями народных комиссариатов и ВСНХ стали В.А. Аванесов, М.А. Рейснер, Д.П. Боголепов, Э.М. Склянский, Н.И. Бухарин, М.И. Лацис. На первом организационном заседании комиссии 1 апреля 1918 года ее председателем был избран Я.М. Свердлов.
Работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями в борьбе трех фракций. Свои проекты представили большевики, профессор М.А. Рейснер и эсеры-максималисты. Споры развернулись вокруг вопроса о диктатуре пролетариата как основном конституционном принципе. В ходе дискуссий победил большевистский проект «Тезисы о типе федерации», разработанный при участии Я.М. Свердлова и И.В. Сталина. На основе данных тезисов был создан «Проект общих положений Конституции РСФСР».
Важно подчеркнуть тот факт, что деятельность конституционной комиссии была абсолютно открытой. О ней не только информировали ВЦИК, но и освещали ее работу в печати, публиковали материалы.
В июне 1918 года к работе над проектом основного закона приступил Наркомюст. А окончательная разработка проекта Конституции для вынесения на обсуждение V Всероссийским съездом Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В.И. Лениным. По инициативе В.И. Ленина в текст Конституции в качестве вводного раздела была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.
V Всероссийский съезд Советов начал свою работу 4 июля 1918 года в городе Москве. Заседания проходили в Большом театре, и на первом же из них была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции. 6 июля изза начатого эсерами мятежа работа была прервана и возобновилась после нормализации обстановки. В ходе своего заключительного заседания 10 июля съезд заслушал доклад о проекте Конституции и одобрил проект.
В постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд отметил: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
Окончательную редакцию Конституции Съезд поручил ВЦИК.
Высшим должностным лицом (главой государства) в республике являлся Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР. Первым конституционным главой республики стал Я.М. Свердлов. На этом посту он оставался до своей смерти 16 марта 1919 года. Яков Михайлович рано ушел из жизни, ему было лишь 33 года, и ныне по праву покоится у стен Кремля рядом с другими высшими руководителями Советской страны.
КОНСТИТУЦИЯ 1918 года соответствовала первому этапу развития советского общества и государства – этапу диктатуры пролетариата. Партия большевиков сделала эту идею своим программным требованием. В первой Программе РСДРП отмечалось, что необходимым условием победы социализма является «диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».
Историческую неизбежность и необходимость диктатуры пролетариата в переходный от капитализма к социализму период Ленин подчеркивал постоянно. Накануне Великого Октября в своей работе «Государство и революция» он отмечал: «Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариата в господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы».
После Февральской революции Ленин отметил, что именно Советам принадлежит будущее. Он понял, что форма парламентарной республики, за которую долгое время выступали марксисты, в условиях России 1917 года была бы уже шагом назад, ибо практически возникла новая, не предусмотренная ранее форма политической организации – Советы. Больше того, Ленин считал Советы единственно возможной формой, в которой пролетариат России мог осуществить свою власть. Это было подлинное народовластие.
Конституция РСФСР базировалась также на разработанном В.И. Лениным учении об организации государственного единства и ее наиболее целесообразной форме для России, которая была названа федерацией, хотя и не являлась таковой в строгом смысле этого понятия. На практике сложилась и была закреплена в Конституции совершенно новая форма государственного единства, не имевшая прецедентов в истории, – государство с автономными образованиями. Это было вызвано спецификой нашей многонациональной страны, и было ответом на требование ее народов, включая государство
образующий русский народ.
Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР стал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который избирался Всероссийским съез
дом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и функционировал в периоды между съездами. Касаясь вопроса о так называемом «расказачивании», отметим, что казачьи депутаты были полностью равны в правах с рабочими, крестьянскими и красноармейскими.
Конституция отменяла частную собственность на землю: леса, недра и воды общегосударственного назначения объявлялись национальным достоянием, подтверждался переход всех банков в государственную собственность. Утверждалось образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян, вводилось вооружение трудящихся и полное разоружение имущих классов. Следовательно, создание любых других вооруженных формировании, кроме Красной Армии, было незаконным.
Конституция вводила всеобщее избирательное право с 18 лет независимо от пола, вероисповедания, национальности и т.п. На тот исторический момент это было передовым мировым достижением. Так, в Великобритании женщины получили право голосовать тоже в 1918 году, но возрастной ценз составил при этом 30 лет. А в Российской империи получили избирательные права лишь женщины, живущие в Великом княжестве Финляндском.
Конституция устанавливала на переходный период диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях уничтожения эксплуатации человека человеком. И это было полностью оправданно, исходя из опыта революций в других странах, когда темное крестьянство порой вновь оказывалось в плену иллюзий о «добром монархе». Реалии 1918 года были таковы, что подавляющее большинство населения страны было неграмотно, неразвито, материальное состояние его было нищенским. Поэтому Конституцией ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.
Церковь, которая со времен Петра I была частью государственного аппарата, отделялась от государства, а школа – от церкви. Конституция не только признала право граждан на свободу собраний, митингов, шествий, но и предоставляла все пригодные для этого помещения с обстановкой, светом и отоплением. Таким же образом, путем материального и прочего содействия со стороны государства обеспечивалось право на свободу союзов, организаций бедных слоев населения, уничтожалась зависимость печати от капитала, обеспечивалось свободное распространение книг и других произведений печати. Конституцией труд признавался обязанностью всех граждан, вводилась всеобщая трудовая повинность.
САМА история создания и принятия Конституции 1918 года наглядно продемонстрировала, что либеральные стенания о всеобщем равенстве дальше пустой болтовни не ведут. Роль Учредительного собрания, где большинство было за представителями именно либеральных партий, более чем показательна.
Несмотря на то что первая Конституция в дальнейшем неоднократно дорабатывалась, основные положения государственного устройства не менялись вплоть до принятия сталинской Конституции 1936 года. Для своего времени первый в мировой истории Основной закон социалистического государства был передовым, во многих аспектах беспрецедентным документом, не на словах, а на деле уравнявшим в правах всех трудящихся граждан. Историческая правда состоит в том, что первая Конституция в истории нашей Родины была советской.