В Полтавском районе ввели режим ЧС из-за разрушенной дороги
Участок трассы Омск – Полтавка между своротами на деревни Краснопутиловка и Бельдеж считается проблемным уже последние лет шесть-семь. Кроме него на этой дороге, находящейся, кстати, в ведении региональной, а не районной власти, есть еще четыре «гиблых» места, которые создают проблемы каждую весну.
Сейчас из-за разрушенного участка на 133-м километре затруднена доставка ГСМ на поля, где идет посевная, не могут проехать и молоковозы с ферм. Районное руководство предпринимает лихорадочные усилия, чтобы как-то смягчить ситуацию. Ведь размытая трасса была одним из поводов протестного митинга в райцентре (см. «Красный Путь», предыдущий номер). Врио губернатора Александр Бурков на недавнем аппаратном совещании потребовал – кровь из носу – восстановить дорогу в срок до 15 июня.
Давая интервью 12 каналу, глава района Александр Милашенко сказал:
– Организовано дежурство техники для того, чтобы сопровождать грузовики и тяжелый транспорт, а для проезда легковых машин регулярно – в течение суток несколько раз – производится отсыпка щебнем, чтобы легковой транспорт и легкие автобусы могли сами там продвигаться.
Уже после нашей публикации, 29 мая, в Полтавский район выехали представители Управления дорожного хозяйства Омской области, Полтавского ДРСУ, проектировщики, чтобы на месте определить, какими методами восстанавливать дорожное полотно на протяжении «убитых» 600 метров. Обещают начать работу сразу же, как позволит погода.
Однако за информационным шумом никто не попытался разобраться в причинах ситуации, хотя о них «Красный Путь» неоднократно писал.
Когда-то это была нормальная дорога с асфальтовым покрытием. Однако год за годом ее состояние ухудшалось. «Ямочный» ремонт не давал никаких результатов – ухабы становились все глубже. Проблему еще лет пять назад поднимал первый секретарь Полтавского райкома КПРФ, депутат райсовета Андрей Литау. Дело в том, что вдоль автомобильной дороги проложена магистраль АО «Омскоблводопровод». Степень износа труб на большинстве участков приближается к 100%. В низинах, где выше давление воды, прорывы происходят десятки раз за лето. Земля вдоль водопроводной магистрали превратилась в болото, зеленеющее камышами даже в самые засушливые годы, а дорожная насыпь постепенно подмывалась.
Довершили разрушение паводки прошлых лет. Подмытые участки просто «поплыли». Тогда тоже объявлялся режим ЧС, и району были выделены средства на работы по ликвидации последствий паводка. В прошлом году был сделан ремонт дорожного покрытия с заменой грунта и устройством песчано-щебеночного основания на 137-м и 142-м километрах трассы. Однако продержалось оно лишь одну зиму.
На встрече с жителями Полтавки представители регионального правительства обещали району в 2018 году на ремонт 145 млн рублей. На 2019 год запланирована реконструкция 105-108 километров автодороги Бакбасар – Азово – Шербакуль – Полтавка в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги».
– Считаю, что только дорожным ремонтом проблемы не решить, – комментирует ситуацию Андрей Литау. – Нужно реконструировать водопроводную трассу, проложить новые трубы, чтобы прекратился подмыв дороги. Кстати, на встрече в Полтавке мое мнение подтвердил и замгубернатора Валерий Петрович Бойко. Он сказал, что знает о проблеме. Впрочем, о ней все знают, но, к сожалению, ее решение – не в компетенции района. Это – вопрос взаимоотношения областного министерства строительства, в чьем ведении находится дорога, и «Омскоблводопровода».
АО «Омскоблводопровод» – убыточное предприятие. Оно выполняет свои договорные обязательства по бесперебойному обеспечению водой жителей района лишь с помощью дотаций из областного бюджета. В суде можно доказать влияние прорывов водопровода на состояние дорог. Для этого нужно привлечение специалистов и квалифицированной экспертизы, что превышает возможности районной администрации. Но, даже если суд постановит заставить «Омскоблводопровод» проложить на проблемных участках новые трубы, не скажутся ли эти дополнительные расходы на возможностях предприятия по выполнению его договорных обязанностей? Сегодня полтавчане выходят на митинг по поводу дороги, а завтра начнут требовать вернуть воду.
Было бы логично «перебросить» часть «дорожных» денег на ремонт водопроводной трассы, гарантировав тем самым уменьшение дорожных проблем в будущем. Но позволяет ли это финансовая дисциплина? А в программе «Чистая вода», в которую бы можно было включить работы по замене проблемных участков магистрали, область не участвует. Юридически грамотно разрешить все эти противоречия возможно лишь на уровне правительства области.
То есть, по большому счету, нужно то, чего не хватает региональной власти в последние годы: политической воли. Нужно не ежегодное «затыкание дыр» деньгами, которые радостно «осваиваются» местными строителями, а комплексное решение проблемы с учетом всех факторов.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.