Омской областной станции юных техников в 2018 году исполняется 60 лет. Из школы юных кулибиных она давно превратилась в кузницу лучших технических специалистов региона.
СЕЙЧАС Омская областная станция юных техников – базовое учреждение дополнительного образования детей по Сибирскому федеральному округу. Она работает с детьми от 7 до 18 лет по разным направлениям научно-технического творчества. В 2003 году ООСЮТ стала лауреатом Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, а в 2005 году Всемирная организация маркетинга присудила ей приз «Королевская корона» за «успешное выживание в сложных экономических условиях».
Сложные экономические условия почти целиком достались на долю директора ООСЮТ Александра Семеновича Курнева, руководившего ею 42 года. В 2007 году впервые за годы существования Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» его победителем был назван омич. И это был, конечно, заслуженный учитель РФ Александр Семенович Курнев. Он член президиума общественной Всероссийской организации «Совет директоров учреждений дополнительного образования детей», входит в жюри Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», делится опытом с коллегами. За работу по воспитанию и профессиональной ориентации учащихся, развитие научно-технического творчества учащихся Омской области награждался Почетными грамотами Министерства образования РФ, Центрального комитета профсоюза работников образования и науки, медалью «За трудовую доблесть», орденом «Дружбы народов», значком «Отличник народного просвещения».
Когда в конце восьмидесятых стали расформировывать меж
школьный производственный комбинат, Курнев сумел добиться, чтобы здание вместе с техникой и станками передали ООСЮТ, ютившейся тогда в развалюхе. Сразу организовали кружок начального технического моделирования для малышей – до этого в кружки принимали пятиклассников. Больше сил стали вкладывать в картинг – ведь появилась площадка, хотя и небольшая. Да и другие кружки оказались не в обиде – старые станки подладили, и они служат до сих пор. Притом что финансирование дополнительного образования в постперестроечные годы практически прекратилось и до сих пор оставляет желать много лучшего, Омская областная станция юных техников стала одной из первых федеральных экспериментальных площадок дополнительного образования Министерства образования России.
СТАНЦИЯ начала реализовывать более 50 образовательных программ, предусматривающих изучение физики, математики, черчения, материаловедения, электротехники, химии, информатики, аэродинамики. Нехватка денег не помешала сохранить традиции – ежегодно собирать область на «Пионерскую регату» и «Пионерские автогонки», устраивать всероссийские соревнования. По инициативе Курнева 35 лет проводится областная спартакиада юных техников, в которую входят около 40 массовых спортивно-технических мероприятий областного и городского уровней. Более 200 воспитанников регулярно становятся призерами областных, российских, международных первенств по научно-техническому творчеству учащихся. С помощью Омского обкома профсоюза работников образования с 1992 года он организовал во время летних каникул областные слеты юных техников на базе оздоровительного лагеря – в то время когда лагеря рассыпались. Сюда слетаются более 300 кружковцев из разных детских учреждений Омской области. Причем не только талантливые и успешные, но и «педагогически запущенные». Потому что они как раз и есть «главные герои» ООСЮТ. Несмотря на сопротивление деятелей от бизнеса, пытающихся прибрать к рукам здания заводских клубов, Курнев первым в стране решился взять их под опеку станции – мальчишек, оставшихся в буквальном смысле слова на улице, было жалко. Инициативу поддержало областное правительство, и клубы удалось превратить в филиалы ООСЮТ.
За 40 лет его работы ООСЮТ превратилась в кузницу лучших технических специалистов региона. Для 70 процентов выпускников кружков, студий, лабораторий, творческих объединений детское увлечение – основа для выбора профессии. Конечно,
кадры на станции не готовили – Курнев считает, что каждый должен заниматься своим делом. Но станция меняла их характеры, а значит, судьбы – здесь они проходили человеческую подготовку. Мальчишки, большинство из которых безотцовщина, превращались в людей, уверенных в будущем. Почти в королей, правда, властителей не чужих душ, а собственных судеб. Потому что понимали, чего хотят, и учились этого добиваться.
– Мы, педагоги дополнительного образования, для того и существуем, чтобы помогать ребенку претворять мечты в жизнь, – улыбается Александр Семенович. – У нас нет и не было стандартных программ – у нас ведь разные дети. Даже если идеи ребенка кажутся совершенно невыполнимыми, мы все равно старались помочь их выполнить – по крайней мере, насколько можно. Если мальчишка пришел к нам, он должен реализоваться. Иногда выяснялось, что на самом деле тяга у него не к моделированию, а к фотоделу, например. Но это наша задача – выявить способности, заинтересовать, увлечь.
КУРНЕВ освоил главную науку – понимать детей. Слушать и молчать, не давить авторитетом, не лезть с советами, не раскрывать чужих секретов. Принимать, даже не одобряя. Может быть, потому, что став руководителем автомодельного кружка уже в 10 классе, в душе он остался тем же мальчишкой, руки которого скучают по деталям, а мозг по-прежнему рождает идеи, которые «нормальным» взрослым кажутся несбыточными? Услышал однажды про радиоавтомобиль и загорелся. Нашли чуть ли не под забором кузов автобуса – ржавый, но с документами. Мастерили, творили всей станцией. Без самодельного радиоавтобуса ООСЮТ не обходилось ни одно областное мероприятие. Фантастические замыслы педагогов тоже всегда находили поддержку у директора. Радиоконструктор Герман Павин задумал построить вместе с ребятишками автолет – машину, которая бы парила над землей. С мотоциклетным мотором, потому что на другие денег не нашлось. Автолет не воспарил, но и конструкторские неудачи, по мнению Александра Семеновича, полезны – сколько в ходе их создания было обкатано мальчишками технических мыслей! Многие другие такие же несусветные изобретения на станции живут до сих пор. «Трициклы», собранные в лаборатории экспериментального конструирования, бороздят не только пыль, но водную гладь Иртыша; карты, сооруженные из бензопил «Дружба», носятся по корту; старые, скупленные по дешевке «Запорожцы», превращенные в гоночные авто, участвуют во всех серьезных заездах.
Вокруг Александра Семеновича всегда собираются творцы. Главный критерий, по которому он оценивает педагогов, – оценка ребят. Детская любовь – дело, конечно, тонкое, но если мальчишки и девчонки не приходят на занятия к преподавателю, значит, тот им неинтересен, и на станции ему делать нечего – он в этом уверен. Заслуженный учитель России Курнев, которого буквально с детства – как руководителя кружка – величают по имени-отчеству, и сейчас знает все про каждого из 1600 ребят, занимающихся на станции. Превратившись с ее помощью из сереньких троечников в успешных мужчин, большинство не уходило совсем. Становились спонсорами, как, например, Алексей и Вадим Москвины, когда-то юные автомоделисты, а теперь известные в Омске люди – один организовал клуб «Ралли-Сибирь», другой самую качественную автомастерскую в городе. Или педагогами, как один из учеников Александра Семеновича – руководитель автомодельной лаборатории ОСЮТ Дмитрий Савиных, председатель Федерации автомодельного спорта Омской области, член тренерского совета Федерации автомодельного спорта России, отличник народного просвещения, лауреат премии президента за работу с одаренными детьми и судья всероссийской категории.
Александру Семеновичу удалось создать на станции особую среду. Отношения между педагогами и воспитанниками, совершенно не подразумевая фамильярности, больше напоминали братство. Повзрослевшие воспитанники ООСЮТ в свободную минуту спешат на станцию, чтобы подышать ее воздухом. Кабинеты, начиненные станками, моделями, инструментами, не закрывались на ключ. Честь – своя и станции – для ребят была превыше всего, и он не считал возможным не доверять им. Ни разу за 42 года не подвела его вера в своих пацанов. Может быть, потому воспитанники и спустя годы бросаются к нему на помощь по первому зову. Наверное, если бы сейчас Курнев оказался в Африке, где в далеком 1974 году работал экспертом ЦК ВЛКСМ по техническому творчеству, для него нашлась бы связка бананов – с помощью ребят из Конго, которых он учил собирать модели. Он всю жизнь исполняет мечты детей, даже самые фантастические. И если существует педагогическая магия, то он владеет ею в совершенстве.
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Фото автора.