Три года назад был построен единый многофункциональный оперативно-диспетчерский центр станции скорой помощи. За короткое время омской «Скорой» удалось во многом занять лидирующие позиции. Об этом рассказывает главный врач Максим Михайлович СТУКАНОВ.
– Максим Михайлович, люди нередко обращаются за помощью по телефону «03», но при этом, чаще всего, не имеют понятия о том, как функционирует ваша служба. Что она представляет собой?
– Станция скорой медицинской помощи (ССМП) является одним из крупнейших лечебных учреждений региона. В ее коллективе – 1280 человек, из них 180 врачей, почти 900 фельдшеров, 86 диспетчеров, а также технический персонал (электрики, сантехники, телефонисты), обслуживающий коммуникации. В структуре учреждения – оперативно-диспетчерский центр и девять подстанций, расположенных во всех административных округах города с учетом двадцатиминутной транспортной доступности. В составе подстанций – специализированные бригады: 11 реанимационных (из них 2 детские), 8 кардиологических, 3 бригады интенсивной терапии, 14 педиатрических. Бригады работают в круглосуточном режиме, обслуживают вызовы, участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дежурят на общественных и спортивных мероприятиях.
– Введение в строй оперативно-диспетчерского центра практически подняло ССМП на новую ступень развития, соответствующую технологиям XXI века. Как организована его работа?
– Раньше вызов принимался по обычному телефону, записывался ручкой, передавался сначала внутри диспетчерской, потом по телефону на подстанцию – это занимало от 8 до 10 минут. Пока вызов оформлялся, бригада к пациенту не выезжала. Теперь у нас – современная компьютерная техника, уникальное программное обеспечение для которой разработано Денисом и Артемом Пантуевыми из «ТМТСервис». Благодаря автоматизированной системе «АИС 103» всего за полторы-две минуты данные о пациенте вводятся в компьютерную базу, одним нажатием клавиши передаются диспетчеру, у которого на экране монитора – все машины «скорой» (оснащенные системой спутниковой навигации ГЛОНАСС) в режиме реального времени на карте города. Бригады помечены разным цветом в зависимости от специализации. Особым значком высвечивается экстренный вызов (когда жизни человека угрожает опасность). Выбирается ближайшая свободная бригада с необходимой пациенту специализацией, и она за секунды получает данные на планшет (с установленной программой) и направляется на вызов. Программа, значительно ускорившая и облегчившая труд диспетчеров, постоянно модернизируется с учетом их замечаний.
Многоканальная телефонная станция и семь диспетчеров на приеме вызовов позволили ликвидировать проблему «недозвона». Если вдруг отключат электричество, имеется дизельный генератор, переход на который осуществляется автоматически за 15 секунд. То есть вызов принимается в любом случае.
– Как сказывается на развитии службы реформа здравоохранения?
– Перевод «Скорой» на финансирование из фонда системы страховой медицины положительно сказался на нашей работе. Решился вопрос с обеспечением оборудованием, даже появилось запасное – например, легкие, удобные кардиографы, дефибрилляторы, которыми можно заменить вышедшие из строя. Нет проблем с медикаментами: препараты жизнеспасения (при инфарктах, травмах и т.д.) всегда есть в комплекте, причем самые лучшие. Хотя трудности у «Скорой» всегда были, есть и, наверное, будут, в силу специфики ее работы.
– Какое звено службы самое важное – диспетчерская или бригады «скорых»?
– Диспетчеры – это мозг, что воспринимает и обрабатывает информацию и дает указание «рукам» – бригадам. «Руки» должны быть умелые и не очень усталые. В тех городах, где сократили количество бригад, люди работают на износ. Например, в Тюмени, где 700 тысяч жителей, только 40 бригад. При нагрузке в 20 вызовов за сутки к концу смены человек уже как выжатый лимон. У нас комплектовалось около 85 бригад, а сегодня их – 95. Плюс достаточное количество машин, полученных и по областной, и по федеральной программам. «Скорые» укомплектованы аппаратами ЭКГ, дефибрилляторами, системами подачи кислорода, искусственной вентиляции легких, небулайзерами – в каждой машине около 30 наименований оборудования.
Стараемся создать комфортные условия на подстанциях, ремонтируем помещения, мебель приобретаем. Приличные бытовые условия у диспетчеров: комната для принятия пищи, велотренажер, душевая кабина.
Служить на «скорой» – тяжелый труд, здесь решение нужно принимать у постели больного или в общественном месте, причем самостоятельно и быстро – и по диагнозу, и по тактике, и по лечению. Наши врачи и фельдшеры – грамотные специалисты, многие выполняют больше одной ставки. В целом коллектив стабильный, опираемся на опыт ветеранов, принимаем молодых. Укомплектованность врачами составляет 60%, а фельдшерами – 92%.
– Читатели задают вопросы: почему водители не помогают выносить из дома больного, почему нет санитаров?
– Работа «Скорой» регулируется приказом Минздрава РФ от 20 июня 2013 г. №388н. В соответствии с ним из состава бригад исключены санитары. Жаль, эта должность позволяла студентам получать опыт еще во время учебы. Водители – в штате автобазы здравоохранения, им не положено покидать машину, так как там находится оборудование.
– Проблема больниц и поликлиник – преобладание возрастных специалистов. Как у вас решается кадровый вопрос?
– У нас молодые кадры составляют около 60% коллектива. Принимаем выпускников, которые набираются опыта под присмотром опытных специалистов. Опыт старшего поколения, особенно в педиатрических бригадах, когда на вызове нужно быстро установить диагноз малышу, просто бесценен, и мы сохраняем такие кадры, предлагая им работать хотя бы на 0,75 % ставки. Более 20 человек в коллективе старше 75 лет.
Все подразделения большого коллектива справляются с задачами. Как руководитель считаю обязательным не только сказать «спасибо за работу», но и поощрить материально. Самые важные и принципиальные вопросы решаем совместно с профсоюзной организацией, с которой заключен коллективный договор. С прошлого года выполняется «Дорожная карта» по заработной плате. Средняя зарплата у фельдшеров – более 32 тысяч рублей, у врачей – более 62 тысяч. Поясню, это средняя заработная плата по учреждению за фактически отработанное время; каждый месяц норма часов на одну ставку меняется в зависимости от количества рабочих дней, а количество выходов в месяц в подавляющем большинстве – от 7 до 11 суток.
Десять лет назад финансирование было недостаточным, а посему и не было стабильности и по своевременным выплатам, и по размеру зарплаты. Мы научились рационально использовать те средства, что нам выделяют сегодня. Хочу отметить, что развитию службы скорой медицинской помощи в регионе уделяется большое внимание со стороны Министерства здравоохранения, правительства Омской области.
– Все чаще на вызовах врачи в разных регионах сталкиваются с немотивированной агрессией. Вы первыми в России заключили договор с Росгвардией о защите бригад скорой, как он работает?
– Идея родилась не сразу, долго прикидывал, как защитить наших работников при отсутствии федерального закона. Обратившись к руководству омской Росгвардии, нашел взаимопонимание. В конце 2016 года заключен договор на реагирование групп задержания вневедомственной охраны Росгвардии на сигналы «Тревога», поступающие из диспетчерского центра «Станции скорой медицинской помощи». Программисты, с которыми мы сотрудничаем, предложили использовать планшеты, имеющиеся у всех бригад. Установленные программы позволяют в случае необходимости одним нажатием красной кнопки быстро вызвать машину Росгвардии. Помощь приходит в течение 3–5 минут.
– Что еще мешает работе «скорых» в Омске?
– Плохие дороги, хотя надо отметить, что минувшей зимой дороги чистились на всю ширину. Трудно добираться к пациентам, проживающим на дачах, там вообще бездорожье.
– Последние лет пять граждане активно используют интернет, чтобы поблагодарить или выразить возмущение, негодование в адрес «Скорой». Такой народный контроль помогает или раздражает?
– Стараемся соблюдать законы – оказывать помощь в меньшем объеме, чем положено по закону, наши бригады не вправе. Жалобы, конечно, бывают, и мы их проверяем и разбираемся – справедливые или нет, анализируем, принимаем меры, чтобы устранить недочеты в работе.
В целом отмечу, что сегодня к нам едут перенимать опыт внедрения современных технологий: и автоматизация впечатляет, и регулярная выплата зарплаты, и «тревожная кнопка», и хорошее взаимодействие с министерством здравоохранения области, и многое другое. В планах – комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности скорой медицинской помощи населению города Омска. Ведутся работы по повышению надежности (выживаемости в условиях ЧС) диспетчерской службы, планируется расширение сети подстанций, открытие пунктов скорой медицинской помощи в отдаленных районах города.
– У нас много читателей, проживающих в сельской местности. Значительный процент жалоб на работу «Скорой» – именно из районов области. Вы каким-либо образом сотрудничаете с коллегами?
– За работу «скорых» в райцентрах отвечают главные врачи, на это расходуются бюджетные средства. Машинами, как мне известно, районы обеспечены. В случае необходимости они могут ремонтировать их на ремонтной базе здравоохранения. В нашем учебном классе мы регулярно обучаем сельских коллег работе с программным обеспечением и помогаем обновлять знания.
– Что пожелаете омичам?
– По статистике 30% вызовов не требуют экстренной медицинской помощи, это случаи острых заболеваний и обострений хронических болезней. Нужно заботиться о своем здоровье, вовремя обращаться к врачам поликлиники и проходить диспансеризацию. Тогда и специалистам нашей службы будет полегче, а те, кто нуждается в экстренной помощи, будут получать ее быстрее и качественнее. Оставить отзыв о работе наших бригад можно в любое время по телефону 934321.
Татьяна ЖУРАВОК.
НА СНИМКЕ: М.М. Стуканов (слева) и гость омской «Скорой» Леонид Рошаль, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира», 2016 год.